Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Марк Маркес»: История мотогонщика-чемпиона в четырех цитатах

Скорость — его второе имя.

Марку Маркесу 27 лет. Он — житель маленького городка Сервера, что находится в Каталонии. Марк любит ездить на мотоцикле. Гоняет он очень быстро, достигая скорости в 340 километров в час. Маркес — профессиональный гонщик из команды Honda Repsol, за которую он выступает уже 12 лет. За это время Марк восемь раз выиграл Чемпионат мира, переписал на себя десятки рекордов, собрал вокруг своей персоны обширную фанбазу и стал самым высокооплачиваемым гонщиком Moto GP в истории. За следующий год, по данным Motto Matters, он заработает 40 миллионов долларов.

Но даже добившись славы и денег, Марк остается простым парнем, который любит свой городок в Каталонии с населением меньше 10 тысяч человек, много времени проводит с отцом и просто фанатеет от мотоциклов.

Рассказываем, как раскрывается личность Маркеса в документальном проекте DAZN «Марк Маркес» (The Making Of (Marquez)). Фильмы DAZN будут доступны только прямым подписчикам Амедиатеки, то есть тем, кто оформил подписку на сайте Amediateka.ru или в мобильном приложении.

«В детстве я хотел стать одним из людей в телевизоре»

«Марк Маркес»: История мотогонщика-чемпиона в четырех цитатах

Маркес дебютировал среди профи задолго до совершеннолетия. Официально он — самый молодой испанский пилот, когда‑либо участвовавший в мотогонках. Впервые на трассу Марк вышел в возрасте 15 лет и 56 дней. А уже через пару месяцев Маркес добрался до призового подиума.

Первой победы пришлось ждать два года. Она случилась лишь в 2010‑м. Зато Марк в тот сезон выдал серию из пяти побед подряд, повторив рекорд своего кумира детства — другого легендарного гонщика Валентино Росси. Достижение Росси держалось «нетронутым» с 1997 года.

Маркес вспоминает: 

Когда смотрю на записи с того сезона, поражаюсь, какое же у меня было детское лицо. Хотел ли я стать профи? В детстве я хотел стать одним из людей в телевизоре. Под детством я имею в виду возраст 8‑9 лет. Я хотел стать гонщиком мотокросса. Скорость меня не особо интересовала. Отцу говорили: «Запиши сына на скоростные гонки. У него такие повороты! Явный скоростник». Поэтому с 9‑10 лет я сосредоточился на скорости и решил стать одним из тех людей на экране.

Отец с тех пор сопровождает Марка на всех гонках. Он следит за его тренировками и всегда присутствует в паддоке — специальном помещении команды Honda на каждом заезде. Его даже официально внесли в состав команды на сезон.

Когда Маркес начинал, ему не хватало веса. Чтобы компенсировать недовес, на мотоцикл подкладывали специальный утяжеляющий балласт. В команде ему дали прозвище — «Муравей». В 2010 году Марка начали называть так не только свои, но и все вокруг — от пилотов до комментаторов. Смысл прозвища в том, что любой муравей очень мал, но он способен нести на себе вес, превышающий его собственный в сто раз.

Сегодня муравей для Маркеса — уже не просто прозвище, а личный бренд, символика и мерчендайз.

«Если ошибешься, то наверняка покалечишься»

«Марк Маркес»: История мотогонщика-чемпиона в четырех цитатах

Марк Маркес устроил революцию в мотогонках. Сделал он это за счет своей фирменной техники. Обычно, когда мотогонщики проходят вираж на большой скорости, они наклоняют свой байк примерно на 50 градусов. Заход под углом позволяет не сбавлять скорость и за счет центробежной силы не падать на асфальт, держа острый угол.

Маркес закладывает угол, превышающий по остроте все разумные пределы. Порой приборы показывают, что его мотоцикл наклоняется на 65‑70 градусов. На скорости 130‑180 километров в час он всем телом наваливается в сторону, почти задевая локтем или коленом асфальт трассы.

Трасса не прощает ошибок. Нельзя оступаться. Если ошибешься — наверняка покалечишься. 

В 17‑летнем возрасте Маркес на трассе Эшторил свалился с мотоцикла на прогревочном круге, когда реальной борьбы за место на подиуме еще не шло. В той гонке решалась судьба чемпионства. Мотоцикл понесло на гравийную часть за пределами трассы, и Маркес вцепился в него обеими руками, чтобы прижать к асфальту и не дать перевернуться. Иначе мотоцикл разбился бы, и гонка закончилась бы досрочно. Марк чуть не сломал руку, но байк сберег и в итоге гонку выиграл.

По статистике, Марк падает чаще своих соперников. Но большинство его падений приходятся на подготовительные заезды. Обычно он нащупывает предельные возможности байка и трассы, а в самой гонке уже идет на пределе.

Инновационная техника заключается не только в невообразимой остроте угла на поворотах, но и в умении спасать ситуацию. Даже если мотоцикл теряет сцепление, Марк по два‑три раза за уикенд вытягивает байк в нормальное положение. На огромной скорости он отталкивается от земли локтем или коленом. Из‑за этого в гоночных кругах разошлась шутка, что после гонки Маркес сдает гоночный комбинезон вместе со своими локтями и коленками.

«Обороняться — явно не мое»

«Марк Маркес»: История мотогонщика-чемпиона в четырех цитатах

У Марка Маркеса много не только фанатов, но и хейтеров. Причина тому — жесткий и агрессивный стиль вождения. Маркес находит лазейки для обгона, пролезая в узкий проем между двумя гонщиками или между соперником и краем трассы. Делает он это на огромной скорости и, естественно, у него не всегда получается чисто.

Маркес так вспоминает свои первые сезоны в мотогонках: 

Даже сейчас оборонительный подход явно не мое. А в 16 лет для меня это, конечно же, вообще было непостижимо. Я хотел только нападать. К тому же мне всегда говорили, что лучшая защита — это нападение. 

Прошло уже больше 10 лет, а подход не изменился. Маркес на трассе врезается в соперников, таранит их, иногда даже выбивает с трассы. Зачастую такое происходит в пылу борьбы, а не по злому умыслу, но пострадавшим пилотам и их болельщикам это сложно объяснить.

Сам Маркес при этом обладает привычкой оглядываться и запоминать тех, кто в него врезается. Если в него кто‑то въезжает сзади, он обернется и посмотрит оценивающим взглядом. Эту его привычку многие зрители тоже не очень любят. Те же, кто знают Марка, говорят, что это лишь инстинкт, и на самом деле у него даже пульс не подскакивает, когда происходит столкновение.

«Главное жить — настоящим. Оно важнее всего»

«Марк Маркес»: История мотогонщика-чемпиона в четырех цитатах

Окружение и конкуренты Марка Маркеса обращают внимание на два его качества: хладнокровие и любовь к мотогонкам. И в команде испанца, и за ее пределами говорят, что Марк не теряет самообладания, когда в него врезаются, когда он ошибается, когда идет борьба за каждый сантиметр на финише. У него потрясающее самообладание, что «пульс ни на секунду не дергается».

Вторая отличительная черта — Марк кайфует от того, что происходит на трассе. Он занимается гонками уже 12 лет, но так и не растерял свой детский азарт. Ему нравится обгонять, бороться и выигрывать чемпионаты. Девиз Маркеса: «Главное — жить настоящим. Оно важнее всего».

Маркес комментирует: 

Я вспоминаю о своих титулах, только когда у меня берут интервью. Я не люблю думать о прошлом. Да, я анализирую свои ошибки, чтобы их не повторить, но у меня еще будет время вспомнить все победы, когда я уйду из спорта. Иногда пересматриваю гонки, чтобы понять, что сделал хорошо, а что плохо — но на это не зацикливаюсь. Не хочу сбавлять обороты.

Поэтому он рвется вперед в каждой гонке, рискует даже в тех ситуациях, когда это не нужно, и ломится на лидирующие позицию даже с последнего ряда на стартовой клетке.

Три гонки – три даты

«Марк Маркес»: История мотогонщика-чемпиона в четырех цитатах

К старту нового сезона Moto GP документалисты DAZN подготовили новый цикл сериала The Making Of. Героем свежих трех эпизодов стал Марк Маркес.

Рассказать о трех судьбоносных гонках пригласили отца Марка, членов его команды, спортивных журналистов, фанатов и соперника Маркеса.

Сам он выбрал три гонки, которые определили курс его карьеры: чемпионская гонка в 17‑летнем возрасте 2010 года; заезд, принесший ему рекорд в классе Moto2 перед самым переходом в категорию Moto GP 2012 года; живописную борьбу за чемпионство 2017 года с Андреа Довиоццо на австралийском острове Филипп‑Айленд.

Маркес объясняет свой выбор так: 

Я участвую в чемпионате мира по мотоспорту с 2008 года и пережил невероятные моменты. Но, без сомнения, гонки, которые мы выбрали для эксклюзивного сериала DAZN, повлияли на меня как на гонщика, как на человека. 

Вам это понравится