Убийство шведской журналистки Ким Валль в 2017 году — одно из самых жутких преступлений последних лет в Скандинавии. Девушка была яркой, талантливой журналисткой, создававшей большие громкие расследования. Датский сериал «Расследование» — важная попытка осмыслить трагедию недавних лет и посмотреть на те события отрешенно, с максимально холодной головой. Называем три причины ознакомиться с этим скрытым алмазом современного телевизионного детектива.
Дело, в которое трудно поверить
Несмотря на то, что Ким Валль была несколько раз в горячих точках и еще больше раз попадала в передряги в самых дальних уголках планеты, погибла она не где‑то в Сирии, а в Копенгагене — за два дня до переезда в новый город. Девушка взяла последнее интервью у Питера Мэдсена, известного изобретателя и инженера. Казалось бы, это должно было быть самым безопасным заданием в ее карьере.
Но Мэдсен заранее спланировал убийство. Предприниматель заманил Валль на свою самодельную подлодку, где жестоко убил ее, расчленил тело и выбросил останки в море. Причем ее смерть не была связана с работой — для Мэдсена она была не надоедливым либеральным журналистом (как для большинства консерваторов), а просто жертвой, объектом его садистских фантазий.
Даже спустя годы, даже после пожизненного приговора Мэдсену, в этой истории остается много вопросов. И именно эта недосказанность делает ее такой пугающей и завораживающей одновременно.
Рассказ с мельчайшими подробностями
«Расследование» — это не просто драматический пересказ реального дела, а гибрид документалистики и процедурала, где главное — не преступление, а кропотливая работа следователей, которая не терпит излишних эмоций.
Сериал, стараясь быть объективным наблюдателем со стороны, не показывает ни саму Ким Валль (только ее фото и карту стран, где она побывала), ни ее убийцу (его называют просто «обвиняемый»). Это осознанный выбор: авторы лишают преступника внимания, не делают его центральной фигурой в повествовании. А именно романтизация преступника и попытка задвинуть трагедию жертв на второй план — одна из главных претензий к классическим тру‑крайм проектам.
Даже если вы в курсе деталей дела, то всё равно будете смотреть сериал в постоянном напряжении, поскольку каждую секунду экранного времени будете осознавать, что Мэдсен лжет. Останки можно найти, а улики на самом деле существуют — просто следователи этого еще не знают.
Образцовый тру‑крайм в фирменном датском стиле
Сериал снят в духе классиков датского кино вроде Карла Теодора Дрейера — с медленным, почти медитативным ритмом. Здесь нет резких сюжетных поворотов, внезапных «озарений» протагонистов. Только монотонная работа, тупики и разочарования — художественный пересказ того, как ведутся подобные дела в реальной жизни.
Актеры играют так, что их напряжение читается буквально в каждой морщине, даже в самой складке на лице. Сёрен Маллинг (знакомый зрителям по «Убийству» и «Правительству») играет следователя Йенса Мёллера, а Пилу Асбек («Игра престолов») — уставшего прокурора, работающего рука об руку с детективом.
Авторы делают намеренно так, что вы будете злиться от того, как медленно идет расследование. Всё как в жизни: шаг вперед — два назад. Но именно это и делает сериал уникальным. «Расследование» — не просто криминальная драма. Это напоминание о том, что справедливость требует времени, усилий и веры.
В одной из сцен водолаз Ларс (Хенрик Бирк), уставший от бесконечных поисков, всем видом показывает, что сомневается в целесообразности продолжения поисков: стоит ли оно того? Но он, как и остальные участники дела, не сдается. И в этом — главный и такой простой посыл сериала. Правда важна. Даже если ее поиски мучительны. Даже если на это уходят месяцы. Даже если кажется, что всё безнадежно. В конце концов, одним справедливым исходом теперь в мире больше.
Расследование
The Investigation