«Сага о Форсайтах» — британская историческая драма начала нулевых, основанная на великой серии романов Джона Голсуорси. Это масштабная история об аристократической семье, члены которой на протяжении десятилетий конфликтуют между собой, мирятся, находят любовь и трагично погибают.
Сериал превращает многотомный первоисточник в трагичную и часто светло-грустную драму о любви, одержимости и том, как грехи родителей отпечатываются на жизни детей. Рассказываем, зачем еще смотреть легендарный британский сериал.
Это экранизация монументальной литературы

«Сага о Форсайтах» основана на серии книг Джона Голсуорси, британского писателя, который за свою работу получил Нобелевскую премию по литературе. Всего о семье английских аристократов он написал шесть романов, четыре интерлюдии, одну новеллу и сборник из 19 рассказов, а также три романа‑спин‑оффа. В этой монументальной саге описана жизнь всего лишь одного влиятельного рода, но действие при этом растягивается на десятилетия: от Викторианской эпохи до периода между двумя мировыми войнами.
Экранизировать такой массив текста — задача не для слабонервных. Тем более что многие события из книг даже не описываются автором напрямую, а подаются через короткие комментарии, сплетни и обсуждения между героями. Авторы сериала же смогли укомплектовать сложный, запутанный, нелинейный текст оригинала в понятную историю на два сезона: восемь первых эпизодов адаптируют романы «Собственник» и «В петле», а четыре серии второго сезона — книгу «Сдается внаем».
Создатели вычленили из романов самые интересные линии, безжалостно удалили «лишних» героев и сфокусировались на главных темах размашистой саги: конфликте поколений, разнице между любовью и одержимостью, смерти старой элиты, чьи замшелые порядки больше не вписываются в реалии жизни.
А еще — большой телевизионный эпик


К слову, сериалу 2002 года нужно было не ударить в грязь лицом не только перед легендарным первоисточником, но и перед более ранней экранизацией — эталонной теледрамой 1967 года. Это был последний черно‑белый сериал BBC и безумно дорогой по меркам времени проект. Выход каждой серии обездвиживал жизнь всей Великобритании. Ее смотрели все: от простых рабочих до министров. Ради того, чтобы все успели посмотреть новый эпизод, даже церкви переносили службы.
Неудивительно, что экранизация нулевых притягивала пристальные взгляды телефанатов со всего мира. И тем более впечатляюще то, что авторы умудрились не померкнуть на фоне звездного старшего брата. Если версия 1967 задала новую планку качества для сериалов тех лет, то «Сага о Форсайтах» 2002‑го показала, как должна выглядеть образцовая историческая драма XXI века. При всей мелодраматичности сюжета, при всех любовных перипетиях героев, чье количество с каждой серией только увеличивается, язык не повернется назвать шоу «мыльной оперой». Это настоящий кинороман, где судьбы конкретных маленьких людей рисуют масштабный портрет целой эпохи — а точнее, сразу нескольких эпох.


«Сага о Форсайтах» удивляет детальными декорациями — от старых поместий до домиков из бедных лондонских районов, от богатых убранств джентльменских клубов до дымных игральных залов. В сериале нет ничего от статичности типичного «мыла», он снят как большое кино: режиссёры постоянно находят интересные визуальные решения, чтобы передать эмоции героев. Например, снимают неприятные лица циничных юристов крупно и на широкоугольный объектив — чтобы создать ощущение дискомфорта. Или с помощью хичкоковского долли‑зума показывают шок одной из героинь, Ирен, когда та приходит домой и встречает своего мужа‑насильника.
Историческая теледрама в ее лучшем виде


«Сага о Форсайтах» работает на интересном парадоксе. Сериал очень резво скачет по временам — даже внутри одной серии действие может перепрыгнуть на шесть, а то и девять лет вперед. Но даже при такой скорости не складывается ощущения, что авторы куда‑то спешат, не дают побыть с героями, не предоставляют шанс прочувствовать их историю. Напротив, все основные лица саги, которые прямо на наших глазах взрослеют на десятки лет (если не погибают раньше), здесь великолепно прописаны. У каждого — своя сложная история, которой хватило бы на отдельный роман.
Вот Сомс Форсайт — холодный, замкнутый мужчина, который внезапно влюбляется в девушку по имени Ирен. Точнее, любовь ли это, понять сложно: он скорее одержим ей, и ради этой страсти готов крушить жизни других людей. Его легко ненавидеть, но сериал также и показывает, почему ему можно в какой‑то степени сострадать — или даже жалеть. На наших глазах из беспринципного «собственника» Сомс превращается в уязвимого человека, который учится по‑настоящему любить и, что важнее, отпускать. Правда, слишком поздно.


Есть также младший Джолион Форсайт — художник‑мечтатель, который решает жениться по любви и из‑за этого теряет наследство. Он лишается близких, заново учится любить и даже в сложные времена не отчаивается, показывая своему отцу, что счастье действительно не зависит от денег. Глава семейства, тоже Джолион, поначалу кажется типичным циником‑аристократом, но сквозь годы его приоритеты меняются, и он сам устает от душной жизни элит. Та самая Ирен, в романах до конца остающаяся фигурой неуловимой и таинственной, в сериале превращается в сложную героиню, которая из‑за давления семьи оказывается в ненужном ей браке, но, несмотря на все сложности и даже насилие по отношению к ней, продолжает бороться за свободу.
Свои истории есть и у Джун Форсайт, поначалу наивной девушки, которой приходится смириться с предательством мужа. И у Винфрид Форсайт, вынужденной жить с супругом‑лудоманом. А во втором сезоне в центр внимания выходят дети героев, у которых тоже завязываются сложные запутанные отношения между собой. И вот уже они спотыкаются о те же грабли — но изо всех сил пытаются не повторять грехи родителей. «Сага о Форсайтах» не предлагает простых решений и однозначной морали. Это глубокая история о том, что иногда любовь не побеждает, жизнь может быть несправедливой, а смерть — неожиданной. Счастливы здесь остаются только те, кто принимают хаос реальности и учатся хотя бы быть честными с самими собой.
Актеры — как на подбор


«Сага о Форсайтах» впечатляет не только техническими деталями и сценарным мастерством, но и актерскими работами. Больше всего восторгов, конечно, заслуживает Дэмиэн Льюис — звезда «Братьев по оружию» и «Родины» играет самого неоднозначного героя, Сомса Форсайта. Он отлично передает и отстраненность мужчины, периодически граничащую с социопатией, и его неожиданную эмоциональность — например, в сцене, где он внезапно взрывается любовью к новорожденной дочери.
Младшего Джолиона потрясающе играет Руперт Грейвс — Лестрейд из «Шерлока», а роль, вероятно, центральной фигуры истории, Ирен, досталась Джорджине Макки. Ее вы могли видеть в «Потерянном принце», «Ноттинг‑Хилле» и сериале «Борджия». В своем образе Макки объединяет аристократическую грацию с тихим внутренним бунтом: нет ни одного сомнения в том, почему все герои‑мужчины рано или поздно влюбляются в Ирен.

Сага о Форсайтах
The Forsyte Saga