Проект Something Undone (оригинальное название сериала) родился не сразу. Сперва это был небольшой веб‑сериал на шесть эпизодов, который рассказывал историю девушки, что планомерно лишается рассудка в доме покойной матери. Первоначальная версия снималась еще во времена пандемии, а потому исследовала не только тему шизофрении, но и проблемы, с которыми столкнулась бо́льшая часть населения планеты, когда оказалась взаперти из‑за вируса.
Позже канал CBC помог авторам довести проект до ума: отснять дополнительные серии, рассказав более масштабную историю, в которой есть место не только камерным эпизодам в доме, но и детективной линии, пересекающейся с судьбой девушки. И пускай получившийся монстр Франкенштейна сшит неидеально, сериалу есть что предложить даже искушенному зрителю.
Рассказываем о пяти причинах окунуться в «Нераскрытое дело» — канадскую готику, в которой подкастер примеряет на себя роль детектива.
Всё не то, чем кажется
Тру‑крайм подкаст «В тупике» популярен незаурядными историями и уникальным звуковым оформлением, которое идеально дополняет жуткие сюжеты. Его создатели — молодая пара Фарид (Майкл Музи) и Джо (Мэдисон Уолш). Фарид сам проводит расследования и выступает в роли рассказчика, а Джо записывает аудиоряд. Первый сезон канадского подкаста получил положительный отклик у слушателей, а потому второй не заставил себя долго ждать.
В новом сезоне ведущий отправился в город Бриддус на побережье Ньюфаундленда, где в августе 1989 года пятерых местных жителей нашли убитыми в их доме. По официальной версии, расправу совершила группа сатанистов, однако дело до сих пор не закрыто, а убийцы не найдены.
Перед командировкой Фарида у Джо случилось несчастье: ее мама покончила жизнь самоубийством. Несмотря на это, девушка решила продолжить работу, но не в Бриддусе, а в доме покойной, чтобы заодно подготовить жилище к продаже. Место встретило Джо холодно: в доме буквально ощущается присутствие призраков. И пока девушка узнает о потайных комнатах и страшных секретах семьи, Фарид безуспешно скитается по неприветливому городку.
В итоге всё идет не по плану: узнать правду об убийстве у главного героя так и не получилось, а вдобавок его девушка окончательно сошла с ума, и, подобно матери, попыталась покончить с собой.
После лечения в психбольнице Фарид забирает Джо пожить некоторое время в уединенном месте, где она смогла бы немного прийти в себя и свыкнуться с приемом препаратами. Но прошлое не отпускает протагонистов: мужчина встречает в местной церкви священника Кейпа (Билли Кэмпбелл), который причастен к убийству 89‑го, а девушка знакомится с соседкой Кристиной (Аманда Бругел), убеждающей ее в ненадобности лечения. Чем больше пара проводит времени со своими новыми «друзьями», тем запутаннее становится происходящее.
Простые люди в сложной ситуации
Фарид — энтузиаст, который горит своим делом и желанием быть детективом (серьезно, ему только плаща и характерной шляпы не хватает), вдобавок он заботливый чуткий партнер. Проклятье мужчины в том, что он с трудом преуспевает как в расследовании, так и в помощи Джо. Фарид недостаточно напорист и убедителен, а потому полиция вытирает об него ноги, а местные делятся информацией без особого энтузиазма — что им этот подкастер с его глупой передачей. Да и помочь Джо на расстоянии не получается — все‑таки шизофрения не лечится дистанционно.
Даже съехавшись с Джо вновь Фариду не хватает внутреннего стержня, чтобы взять все в свои руки. Вместо этого подкастер пускает на самотек как состояние любимой, так и возобновленное расследование, которое он мог закончить одним звонком в полицию. Финал ленты говорит сам за себя: мужчине оказалось не под силу разобраться в заваренной им каше. Это, как если бы Гарри Поттер в финальной части не слез с рук Хагрида, а продолжил притворяться мертвым, пока Волан‑де‑Морт захватывал Хогвартс. Фарид не герой, а просто любитель, пожелавший стать кем‑то бо́льшим.
Борцом нельзя назвать и Джо, однако это оправдывается болезнью героини. Не найдя поддержки в первый раз, девушка довольно быстро отдается воспаленному сознанию, и позволяет ему играться с ней как угодно: хоть придумать историю трагического прошлого матери и бабушки, хоть визуализировать несуществующий чердак, на котором когда‑то держали против воли человека.
На новом месте Джо довольно быстро сходится с Кристиной, женщиной, владеющий то ли сектой, то ли просто странным лагерем для душевнобольных. Кристина манипулирует героиней, заставляет ее поверить в разного рода небылицы и переключиться с таблеток на обычные витамины. Но, как в случае с Фаридом, Джо хрупкий и уязвленный человек. Что особенно пугает: на их месте почти любой поступил бы также.
Эклектика в режиссуре и повествовании
Поскольку сериал изначально задумывался как камерная драма про человека в физическом и ментальном заточении, досъемки заметно ударили по тону и стилю шоу. Теперь перед нами сразу несколько пространств, жанров и локаций. Какие‑то из них сочетаются лучше, а другие — не бьются совсем.
Заметно, что сериал поделен не на три акта (классическая структура), а, скорее, на два. Первый — зимнее расследование Фарида и изоляция Джо; второй — их совместный «отдых», обернувшийся не самым приятным образом. Расследование снято в мрачных тонах и со всеми присущими детективам клише: маленький захолустный городок, недовольные местные, бесполезная полиция, таинственная тайна, о которой все говорят вполголоса.
В это время у Джо совершенно другая вечеринка — камерный триллер с элементами хоррора в более приятных, теплых тонах — дабы обманывался не только персонаж, но и зритель. Монтаж в этих эпизодах более рваный, кадр квадратнее (4:3 вместо 16:9 у Фарида), а на ухо попеременно шепчут то мама, то бабка. Сцены в доме сняты особым образом еще и для того, чтобы показать, как реальность воспринимается человеком с шизофренией (подробнее об этом — в следующем блоке).
Вторая половина сериала героев не делит: визуально и жанрово они оба существуют в одном измерении. Это драма в чистом виде — лишь иногда возникают элементы триллера. В остальном — «киношный» формат 21:9, приглушенные цвета и неспешное повествование, которое ведет персонажей к более взрывной по темпу и накалу последней серии — классика большинства современных драматических шоу.
На экране — психическое расстройство
Самые интересные эпизоды — те, что снимались изначально; те сцены, в которых Джо борется со своими демонами, и, в конечном счете, проигрывает им (не думайте, что это спойлер). Шизофрения приходит к девушке постепенно: сначала это случайно замеченный посторонний звук на аудиозаписи; затем обнаруженная комната; и добивающее — голоса погибших, которые рассказывают страшную семейную тайну.
Помешательство героини демонстрируется разными способами: сжимающимися рамками кадра, давящим саундтреком, склейками, которые мешают восприятию, — порой нас кидают из сцены в сцену, чтобы дискомфорт и ощущения Джо передались и нам. Местами технические решения отсылают к ленте «Отец» с Энтони Хопкинсом, в котором деменция старика визуализировалась схожим образом — вместе с героем мы не понимали, что происходит и что из увиденного правда.
Чем хуже становится Джо, тем больше крупных планов. Порой оператор делает акцент на обеспокоенном лице девушки, но следом камера становится глазами героини. В этот момент перед нами прямое доказательство того, что она потерялась во времени и перестала поддерживать порядок вокруг себя: осмотр захламленной комнаты ужасает количеством грязной посуды, раскиданных вещей и целой ампулы с таблетками — неделями девушка жила без лекарств и поддавалась навязчивым иллюзиям. Еще бы чуть‑чуть, и она закончила как ее мать.
Дорога, вымощенная благими намерениями
Фарид и Кристина совершают, как им самим кажется, благородные поступки и помогают другим. Фарид на одном из интервью рассуждает о важности расследования старых дел и поднятии вопросов о ментальных проблемах, а Кристина уверена в пользе ее проекта, который якобы излечивает и просвещает потерянных людей. Однако явной пользы никто из них не приносит. Первый боится принимать важные решения, а вторая и вовсе своими практиками вновь подсадила подопечную на иглу.
Хуже ситуация только у самого загадочного персонажа истории — священника Кейпа. Верой в Бога и служению ему он оправдывает прошлые грехи и считает, что не заслуживает сидеть в тюрьме — там он не сможет помогать прихожанам. Прикрываясь церковью, Кейп прощает себя и свои ужасные преступления. Его новая миссия — наставлять на «путь истинный» других сбившихся. Но очевидно одно: преступник однажды — преступник навсегда.
Нераскрытое дело
Something Undone