Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Линия разлома»: научная фантастика от автора «Связи», которая сломает ваш мозг

Альманах, в котором каждый эпизод сам заслуживает отдельного сериала.

Любите фантастические истории? Отлично, у нас в Амедиатеке как раз есть «Линия разлома» — необычный сай-фай-альманах от режиссера «Связи» Джеймса Уорда Биркита. Всего в шоу четыре эпизода, и они не связаны друг с другом сюжетом. Зато тонально каждая серия восходит к старомодным научно-фантастическим антологиям XX века в духе «Сумеречной зоны». В основе сценариев здесь тоже лежат научные идеи, теории заговора и городские легенды. А каждая история по-своему переосмысляет прогресс и место человека в современном обществе.

Рассказываем, почему «Линию разлома» стоит посмотреть всем фанатам оригинальной научной фантастики и, в частности, ценителям «Связи». А заодно объясняем, как Джеймс Уорд Биркит придумал свою знаменитую франшизу.

Сериал во вселенной «Связи»

«Линия разлома»: научная фантастика от автора «Связи», которая сломает ваш мозг

В конце 2000‑х и начале 2010‑х кинематографист Джеймс Уорд Биркит работал консультантом и художником‑раскадровщиком на трех частях «Пиратов Карибского моря» и написал сценарий к анимационному вестерну «Ранго». В какой‑то момент он устал от голливудской системы и решил снять свой дебютный полнометражный фильм самостоятельно: без продюсеров, инвесторов и многомиллионных рекламных кампаний. У Биркита был опыт работы в театре, поэтому он быстро понял, что нужно для успешной истории: несколько актеров, которым доверяешь, и драма, которая будет держать у экрана. Молодой автор придумал сложную, но эффектную историю о параллельных реальностях и решил снимать ее у себя дома. А на главные роли взял друзей. Съемки шли всего пять дней, при этом ни один из артистов не читал полной версии сценария: реплики по большей части приходилось импровизировать, чтобы в точности передать ощущения запутанности, которое переживают персонажи.

Сюжет «Связи», на первый взгляд, очень прост: старые друзья собираются на ужин в доме, и в этот момент над Землей пролетает комета. Параллельные реальности смешиваются, и герои замечают, что на той же улице находятся их двойники. В отличие от «Детонатора» Шейна Каррута, картина Биркита не перегружала зрителя сложными научными терминами: хватало короткой экспозиции с объяснением про кота Шредингера и теорией мультивселенных — а дальше зритель выяснял всё вместе с героями, такими же запутавшимися и не особо разбирающимися в физике людьми. Именно поэтому фильм так быстро стал культовым: с одной стороны, публика следит за остроумной научно‑фантастической головоломкой, с другой — смотрит разговорную драму про несколько семейных пар в кризисе отношений. Ведь в конце концов, «Связь» — кино о том, как сложно себя потерять в постоянной лжи и притворстве, а не философский триллер о судьбах мира.

«Линия разлома»: научная фантастика от автора «Связи», которая сломает ваш мозг

Несмотря на признание, Биркиту оказалось сложно запустить новые проекты. Мешала то неповоротливая студийная система, то неожиданно нагрянувший коронавирус. Тогда режиссер решил, что ему снова нужно взять всё в свои руки и вернуться к корням. Он собрал деньги на платформе Kickstarter, написал несколько короткометражных научно‑фантастических историй, снова позвонил старым друзьям и попытался снять фильмы в духе «Связи» — такие, где было бы много оригинальных идей и ярких актерских импровизаций. Так и родилась «Линия разлома»: это буквально духовный наследник прошлой работы Биркита, который точно оценят верные фанаты.

Альманах, где все серии хороши

При создании «Связи» Биркит вдохновлялся разговорными драмами Романа Полански и классическим научно‑фантастическим сериалом «Сумеречная зона». Последнее легло в основу и нового шоу. В «Линии разлома» эпизоды тоже не связаны друг с другом сюжетом: разве что снимает и пишет их один человек, а актеры могут играть в новеллах несколько ролей. Есть эпизоды, которые переосмысляют современность: пилотная серия — «Трудная проблема Карла» — показывает недалекое будущее, где искусственный интеллект начинает медленно зомбировать людей. В этой истории Биркит раскрывается не только как талантливый фантаст, но и как комедиограф, который едко смеется над технологиями и трендами. А последний эпизод размышляет на более вечную тему карьеризма, однако при этом настолько же злобно разоблачает пороки современного капиталистического общества, состоящего из достигаторов. Эта тема, кажется, не менее важна и для самого Биркита: человека, который терпеть не может голливудскую систему за ее консервативность и глупость.

Но лучше всего Биркиту удаются лиричные сюжеты об одиночестве и месте человека в мировой истории. Второй эпизод открывается по‑настоящему гениальной завязкой: журналисты находят яблоко, до которого невозможно дотронуться — как бы кто ни старался. Автор уходит от критики медиа и социальных сетей в необычную сторону: магический фрукт оказывается метафорой непостижимости истины — а сам сценарист грустно констатирует, что есть вещи могущественнее и важнее обычного человека.

Третья же серия с Пэттоном Освальтом и вовсе обходится без элементов сай‑фая. Это драма о том, как работает человеческая память и к чему приводят мечты оставить после себя след. Пускай здесь почти нет необычных технологий и художественных допусков: зато эпизод, как и все эталонные серии «Сумеречной зоны», держит зрителя у экрана благодаря загадке — разгадать ее получится, только если досмотреть до финала.

Минималистичный и стильный сай‑фай

Все четыре эпизода идут около получаса, так что посмотреть их можно по пути на работу или перед сном. Серии не перегружены лишней информацией: действие разворачивается в нескольких локациях, в лучших традициях независимого кино, а на экране сосуществует пара‑тройка персонажей. Биркит впечатляет не размахом сюжетов, а их проработкой. Во главе угла у него снова психология персонажей, где половина реплик сымпровизирована актерами на 80%. Всё это создает уютный и комфортный эффект от просмотра: кажется, что ты смотришь не очередной стриминговый проект за миллионы долларов и с голливудскими звездами, а сериал, который собирался вручную: начиная от необычного сюжета и заканчивая камерной съемкой, где все участники команды знают друг друга уже несколько лет.

Это тоже объясняется противостоянием Биркита и Голливуда. С момента выхода «Связи» режиссер брался за 15 проектов — и все они по той или иной причине не приближались даже к стадии продакшена. У каждой серии «Линии разлома» очень разный подтекст, но сам сериал, кажется, пытается донести одну простую вещь: если ты хочешь сделать что‑то авторское и необычное, не жди поддержки откуда‑то сверху — позвони друзьям, вспомни молодость и сними полупартизанские короткометражки, за которые бы не взялась ни одна студия. Один сезон такого шоу будет стоить больше, чем полтора десятка голливудских фильмов. В этом и кроется секрет успеха.

6
film poster
2023

Линия разлома

Shatter Belt

Режиссеры: Джеймс Уорд Биркит
В ролях: Ричард Фоллин, Бобби Фоули, Мэдисон Уэст Гилл, Эбигейл Спенсер

Вам это понравится

+