«Ночной экспресс» — напряженный британский сериал, который ждет вас в коллекции Амедиатеки. Он рассказывает о том, как неизвестные хакеры взламывают поезд из Глазго в Лондон и используют пассажиров как заложников. Это напряженный детективный триллер, где одним героям приходится разбираться с политическими интригами, а другим — пытаться остановить мчащийся на всех парах состав. Главные роли в нем исполняют Джо Коул из «Банд Лондона» и Александра Роуч из сериала «Грешники».
Рассказываем, зачем смотреть сериал и как он объединяет в себе сразу несколько жанров.
Это масштабный хакерский триллер

Ночной экспресс из Глазго в Лондон задерживается на несколько минут из‑за небольшого инцидента — на платформе неизвестный выхватывает сумочку у девушки. Его в итоге ловит бывший полицейский Джо, но пока он гоняется за преступником по вокзалу, кто‑то успевает установить некое устройство в проводку поезда. Теперь им управляют хакеры — а пассажиры внутри становятся их заложниками.
В это время Эбигейл, исполняющая обязанности технического директора в Национальном центре кибербезопасности, пытается найти виновных в похищении экспресса. А заодно дистанционно спасти поезд: ведь если хакеров не остановить, локомотив на всей скорости влетит в лондонскую станцию, все пассажиры внутри наверняка погибнут.

«Ночной экспресс» с первых же минут опутывает и героев, и зрителей сложносплетенной паутиной загадок: как и команда Эбигейл, мы не знаем, кто и зачем взломал поезд и как вообще это было возможно. Каждую серию авторы подкидывают новые детали — правительство подозревает то французских хакеров, то южноафриканских террористов, а история про одну отдельную хакерскую атаку вскоре перерастает в масштабный заговор национального масштаба.
Эбигейл за весь сериал почти не выбирается из кабинета, но это никак не мешает зрелищности истории: как и следует в хороших детективах, в «Ночном экспрессе» интересно в первую очередь наблюдать за профессионалом в своем деле. Мы видим, как работают шестеренки в голове героини, как она раз за разом выворачивается и выдумывает новые решения — например, когда узнает, что у поезда есть запасной дизельный двигатель, переводит поезд на пути без электричества и замыкает его в петле: чтобы дождаться, пока топливо просто‑напросто кончится. А когда планы рушатся, тут же переключается на изобретения новых.
В «Ночном экспрессе» есть и увлекательный камерный детектив


В это время внутри поезда разворачивается отдельная детективная интрига. Герои быстро понимают, что без помощи изнутри хакеры бы не справились с управлением поезда. А значит, кто‑то из немногочисленных оставшихся на борту пассажиров работает с ними заодно. Вычислить его предстоит совместными усилиями Эбигейл и Джо — вот только тот на крутого детектива тянет слабо: мы быстро узнаем, почему именно герой стал полицейским с припиской «бывший». Позади него — весьма темное прошлое.
Так «Ночной экспресс» заходит на территорию классических компактных детективов вроде знаменитого «Убийства в Восточном экспрессе» Агаты Кристи. Тут и закрытое пространство, откуда никак не выйти — ведь поезд мчится на огромной скорости. И ограниченное число подозреваемых, среди которых — люди самых разных социальных слоев, возрастов и характеров: тут и пожилой машинист поезда, и молодая репортер, ждущий родов жены нефтяник и даже министр транспорта, украдкой смывающая свои секреты в биотуалет. Верить нельзя никому, включая самого «сыщика»: вполне возможно, что и у Джо есть мотивация атаковать британское правительство.
Как и водится, каждый эпизод меняет наше отношение к закрытым в поезде людям: они спорят между собой, подозревают друг друга, кажется, что все они оказались заперты вместе неслучайно. Тем временем сам экспресс выступает отдельным героем — периодически он рушит все планы героев резкой сменой маршрута, а одного буквально убивает. Это уже не просто машина, а буйная стихия, которая живет своей жизнью.
А еще это ловкая социальная драма


В «Ночном экспрессе» много динамичных событий, есть даже яркие экшен‑сцены — то один из пассажиров лезет на крышу мчащегося состава, то локомотив на полной скорости врезается в стоящие на путях вагоны. Но история о взломанном поезде — лишь способ поговорить о важных социальных темах.
Авторы сериала показывают странную дуальность британского общества: где, с одной стороны, никто не доверяет иностранцам и в первую очередь подозревают во всем вмешательство извне; а с другой, большинство железнодорожных путей управляется компаниями из других стран, ведь правительство не готово по‑настоящему вкладываться в критически важную инфраструктуру. А одна из пассажирок не успевает высадиться из экспресса банально потому, что в нем нет удобств для людей с ограниченными возможностями.
«Ночной экспресс» наглядно показывает, что увлекательному триллеру необязательно быть дуболомным, а хорошей социальной драме — вязнуть в бесконечных угрюмых диалогах. Авторам удается рассказать захватывающую историю, которая при этом глубоко укоренена в общественном контексте.
В центре истории — два интересных главных героя


Авторы сериала Ник Лезер и Лора Грэйс изящно соединяют внешнее и внутреннее: в то время как снаружи разгораются страсти национального масштаба, героям приходится еще и разбираться в глубоко спрятанных личных травмах. Эбигейл — потрясающий профессионал, но также и человек, которого уничтожает работа. В самом начале сериала нам показывают, как ради спасения поезда она отказывается от первого за долгое время отпуска. Она трудоголик до мозга костей, отказывающаяся от личных связей и не знающая, что ей делать за пределами родного кабинета.
С обратной стороны — Джо, сообразительный и смелый парень, который, тем не менее, когда‑то допустил чудовищную ошибку и с тех пор вынужден скрываться от всех. На поезд он сел только ради того, чтобы увидеть сына, а теперь весь его план оказался под угрозой. Перед Джо стоит огромная дилемма. Мужчина, с одной стороны, очень хочет помочь. С другой, знает, что если их спасут, то он, скорее всего, окажется в тюрьме.
Его развитие подчеркивают отношения с еще одним пассажиром — парнем по имени Макс, который случайно оказывается на захваченном поезде без родителей. Джо, так и не добравшийся до сына, становится для мальчика чем‑то вроде временного отца и учится брать ответственность за других людей. Актер Джо Коул, звезда «Банд Лондона», — главная звезда сериала. Он играет своего героя‑тезку так, что он сочетает в себе и нежность хорошего отца, и хитрость преступника, и благородство настоящего стража закона.

Ночной экспресс
Nightsleeper