В далеком 2008 году на экраны впервые вышло шоу «Пациенты» (In Treatment) — драма о жизни и работе психотерапевта Пола Уэстона. Четыре серии в неделю он принимал пациентов, разгребая их внутренние завалы, а на пятый день сам шел на прием к врачу и выворачивал душу наизнанку.
Спустя более 10 лет сериал перезапустили — с новыми историями, новыми героями и новыми месседжами. Разбираемся, почему нельзя пропускать неожиданный и нежданный четвертый сезон «Пациентов».
Немного контекста
Первый, второй и третий сезон, снятые в период с 2008 по 2010‑й, рассказывали историю доктора Пола Уэстона (Гэбриел Бирн). Он психотерапевт, который ведет частную практику, принимая пациентов у себя дома. Но, запутавшись в личной жизни и начав сомневаться в своей профпригодности, он обращается за супервизией к бывшей наставнице и руководительнице. Так доктор Уэстон сам становится пациентом.
Сериал очень интересно устроен. К примеру, первый сезон разбит на недели, в одной неделе — по пять эпизодов, каждый из которых посвящен разбору чувств и переживаний только одного человека. При этом на протяжении всего сезона «график приема» не меняется. Так, каждый понедельник доктор принимает Лору (Мелисса Джордж), каждый вторник — Алекса (Блэр Андервуд), по средам приходит Софи (Миа Васиковска), а в четверг наблюдаются Джейк (Джош Чарльз) и Эми (Эмбет Дэвидц). По пятницам же кресло пациента занимает сам Пол Уэстон.
К слову, такая любопытная задумка принадлежит не самим создателям «Пациентов». Первые два сезона сериала базируются на аналогичном израильском шоу BeTipul, повторяя формат и сюжеты эпизодов, а по‑настоящему оригинальный контент начинается лишь в третьем сезоне. Впрочем, даже то, что идея заимствована, не помешало «Пациентам» в свое время собрать массу положительных отзывов от критиков и зрителей, а также получить многочисленные номинации на «Эмми» и «Золотой глобус».
Эволюция
В 2021 году сериал вернулся. На этот раз с новым психотерапевтом, а точнее, с психотерапевткой. Доктор Брук Тейлор (Узо Адуба) олицетворяет все перемены, которые произошли в массовой культуре за те 11 лет, что «Пациенты» были в отпуске.
Теперь пациентов у себя дома принимает темнокожая плюс‑сайз женщина, правда, тоже не без собственных тараканов в голове. Именно поэтому Брук Тейлор, как и Пол Уэстон, к концу каждой недели сама оказывается пациенткой. Правда, в ее случае на одну неделю приходится четыре психотерапевтических сессии, а не три или пять, как было у Пола.
Однако за 10 лет изменилось не только главное действующее лицо, но и темы обращений к специалисту.
На острие повестки
Герои «Пациентов» служат своеобразными рупорами поколения, сообщая с экранов о глубинных переживаниях, страхах и мечтах реальных представителей определенной мини‑эпохи. Казалось бы, конец двухтысячных‑начало десятых — это еще совсем недавно, но стоит только сравнить первый и четвертый сезон одного сериала, и вы заметите огромную разницу.
Вместо ветерана боевых действий — парень‑сиделка со сложной судьбой, который практически не спит и мечтает добыть литий, чтобы стабилизировать скачки настроения, вызванные биполярным расстройством. Вместо склонной к созависимостям и одержимой собственным терапевтом девушки — нарциссичный мужчина средних лет, который плохо контролирует свой гнев. А вместо юной спортсменки, вовлеченной в странные (по нынешним меркам, очевидно абьюзивные) отношения со своим взрослым тренером, — дерзкая девочка‑подросток, уже успевшая наставить себе целую кучу диагнозов.
Последняя пациентка, к слову, склонная то ли к саморазрушению, то ли к демонстративному поведению — это доктору Тейлор и предстоит узнать — будто попала в кресло терапевта прямиком из другого популярного сериала, «Эйфории». Впрочем, это неудивительно: она ведет вполне типичные для тинейджеров задушевные разговоры о бессмысленности всего, отчаянии и боли.
Ну и, конечно, в роли пациентки по старой‑доброй традиции выступает сама мисс Брук Тейлор, на счету которой — психологическая травма, вызванная недавней смертью отца, и побежденная алкогольная зависимость, которая грозится активизироваться вновь на фоне трагических событий. Однако мисс Тейлор кое в чем обходит своего предшественника. Доктор Уэстон производил впечатление человека абсолютно запутавшегося и не всегда безопасного для своих пациентов, а Брук, если и вредит, то в основном только себе. Хотя она временами срывается или вовлекается в потенциально опасные ситуации, в общем и целом демонстрирует осознанность.
Что характерно, в отличие от первого сезона в новом нет пар, пришедших на семейную терапию. Совпадение или тренд на отказ от отношений, который так часто приписывают миллениалам и зумерам?
Новая этика
Нельзя не отметить, что во многом восприятие сериала меняется вместе с тем, как меняется отношение в обществе к ментальному здоровью. В современном мире психотерапия стала если не обыденностью, то гораздо более распространенным явлением, чем в 2008. Потому‑то и легко сейчас ретроспективно отметить, что доктор Пол Уэстон далеко не всегда вел себя с пациентами этично, а с собой — бережно.
В этом смысле Брук Тейлор показывает более профессиональное поведение, хотя и ее трудно назвать безгрешной. Но, в отличие от Пола, она менее склонна выстраивать романтические и сексуальные отношения со своими пациентами. Впрочем, доктор Тейлор иногда все же переходит границы, занимая позицию мамочки в общении с теми, кто обратился к ней за профессиональной помощью врача.
В этом тоже можно увидеть глобальный тренд: романтика и секс в 2021 году уступают место новым форматам взаимодействия. Если из пяти пациентов доктора Уэстона минимум четверо были озабочены отношениями, то тех, кто приходит к доктору Тейлор, волнуют другие вещи.
А кое‑что вечно
В свое время первые сезоны «Пациентов» полюбились зрителям своим правдоподобием. И в этом различия между ними и новым четвертым сезоном минимальны.
Перед нами все те же абсолютно сырые, необработанные и оттого очень живые эмоции. Так что в какой‑то момент вы вполне можете забыть, что смотрите игровое кино — настолько достоверными выглядят переживания персонажей. Отличная работа как талантливых актеров и операторов, способных уловить каждый микрожест, так и сценаристов, предоставивших труппе убедительные сюжеты для реализации.
В общем, возвращение, которого стоило ждать.