«Война Фойла» — это сериал о немного замкнутом, но гениальном сотруднике полиции. Кристофер Фойл расследует дела в родном городе Гастингс, пока мир всё сильнее и сильнее охватывает Вторая мировая. Похождения сыщика растянулись на долгие годы: шоу выходило с 2002 по 2015 год. В разное время на огонек к детективу забегали Джеймс Макэвой, Эмили Блант, Дэвид Теннант и многие другие.
Рассказываем о пяти причинах, почему сериал нисколько не устарел, а, наоборот, стал еще актуальнее.
Расследования в духе Шерлока Холмса
Графство Суссекс, 1940 год. Великобритания уже объявила нацистской Германии войну и провела мобилизацию населения. В небольшом городке Гастингс остались только женщины, дети, старики и молодые парни, которые либо ждут отправки на фронт, либо были признаны негодными. На фоне новостей об успехах немецких солдат на передовой и возможной скорой оккупации региона большинство людей чувствуют себя подавленными. Увеличивается количество преступлений, а правоохранителей для их расследования критически не хватает.
Сыщик Кристофер Фойл (Майкл Кичен) просит начальство отправить его на войну, но в этом полицейскому отказывают — и без того сотрудников мало, а тут еще и один из лучших. Поэтому детективу приходится мириться с положением и продолжать работу. В помощники он получает водителя Саманту Стюарт (Ханисакл Викс) по кличке «Сэм» и раненого сержанта Пола Милнера (Энтони Хауэлл). Трио берется вести все дела, касающиеся убийств — только их, как кажется, горожане и совершают день за днем.
То злоумышленники убьют немку высокого положения, то застрелят ярую националистку, то вообще подорвут маленького ребенка. В общем, работы у местных Шерлока Холмса, доктора Ватсона и… миссис Хадсон (?) хоть отбавляй. Порой преступления совершают на почве ненависти, но чаще — из корыстных побуждений, — как бывает не только во время войны. Хотя определенные нервы общества Вторая мировая всё же оголила.
Герои, внутри которых тоже идут сражения
Сериал неспроста назван «Война Фойла». С одной стороны, детектив ведет войну на работе — сражается с теми, кто даже в такое неспокойное время продолжает убивать своих же соседей, а не консолидироваться с ними. Но с другой, Кристофер Фойл обеспокоен и проблемами в личной жизни. Его жена умерла, а сын неожиданно решил, что хочет стать летчиком и воевать с немцами в воздухе. Дилемма для обеспокоенного отца в том, что он не желает рисковать жизнью сына, но и отговаривать его не имеет права — страна вот‑вот может быть захвачена.
Фойл — молчаливый, в каком‑то смысле даже замкнутый человек. О своих чувствах он никому не говорит, а все переживания отражаются максимум на сведенных бровях мужчины. Но серия за серией, диалог за диалогом, мы всё же начинаем догадываться о мыслях, вертящихся в голове сыщика.
Кристофер обеспокоен судьбой страны и всегда волнуется о ближайшем окружении — не только о сыне, но и о коллегах, которые со временем становятся для него своеобразной суррогатной семьей. Детектив способен сопереживать и тем, кто пострадал от преступлений, а иногда и тем, кто вынуждено их совершил. Для полицейского с его обязанностями Фойл слишком сентиментален. Мужчина это понимает, а потому прячет эмоции за маской отстраненного наблюдателя.
Чуть проще дела обстоят у самого молодого члена команды, Сэм. Она бравая девушка, которая не чурается военной формы и выполнения приказов — Саманта тоже понимает, что во время войны по‑другому никак. Поначалу общение между Сэм и Фойлом не задалось — начальник хотел дистанцироваться от подчиненной и сохранять субординацию. Однако спустя некоторое время у девушки всё же получилось втереться к Кристоферу в доверие и стать его помощницей — начать рулить не только машиной, но и некоторыми делами.
Самой трагической фигурой оказывается Пол Милнер. Мужчина сражался на передовой и получил серьезное ранение — взрывом сержанту оторвало ногу. Поначалу Милнер был абсолютно потерян — сложно для бравого бойца принять тот факт, что на войну вернуться не получится. Да и наладить гражданскую жизнь из‑за инвалидности в то время было тяжело.
Благо на помощь подоспел Фойл с предложением стать его замом. И вроде всё наладилось с работой — Милнер смог без проблем заниматься бумажной волокитой, на которую никак не влияет отсутствие ноги. Но проблемы продолжили его преследовать — теперь на личном фронте. Некогда любящая жена перестала смотреть на Пола, ей стало противно от того, что она лишилась «полноценного» мужчины. Милнеру тягостно от давления со стороны супруги, но он ничего не может с этим поделать — чувства‑то остались.
Совмещение нуара и классического детектива
«Война Фойла» — это неспешный детективный сериал, эпизоды которого идут по полтора часа — каждое дело становится отдельной историей; практически обособленным фильмом. Повествование при этом не лишено связующих звеньев. Разумеется, каждая новая серия всё дальше и дальше двигает сюжет, приближая окончание войны и долгожданный катарсис в арках каждого из ключевых персонажей.
Сериал по темпу, мизансценам и диалогам больше походит на классические британские детективы, в которых дела распутываются неспешно, тщательно и с рассудительностью. В «Фойле» минимум визуальных причуд, динамики и невероятной дедукции главного героя — он не будет уходить в чертоги разума, чтобы в них выстроить сценарий драки («Шерлок» Гая Ричи) или целиком распутать дело («Шерлок» с Камбербэтчем).
Но что‑то есть в сериале и от американских нуаров/неонуаров. В британском детективе меньше экшена, а протагонист почти никогда не достает пистолет из‑за пазухи, но своим характером он всё же напоминает условных Спейда («Мальтийский сокол») или Фергюсона («Головокружение»). Кристофер тоже загадочный, немногословный и недоверчивый. Он такой же травмированный человек, который ищет спасения пусть и не в алкоголе, но в постоянной работе.
Да и оператор иногда просыпается и бежит с камерой ловить ракурс получше, а не отстреливаться стандартными средними планами или «восьмерками» в диалогах. Но не стоит ждать падающей от решеток тени на лицо персонажа, символизирующей его несвободу и гнетущее эмоциональное состояние. Нет‑нет, сериал вообще не любит сумерки или малейший мрак — как только надвигается вечер, съемочная команда сворачивает удочки и разъезжается по домам.
Жизнь во время войны
Война в сериале — не просто фон, а невидимая угроза, которая всё время витает над персонажами. Нам не показывают сами боевые действия, нет никаких окопов или тысяч солдат с оружием, но война у каждого на устах. О положении дел мы узнаем, как и персонажи: через слухи, новостные заголовки, рассказы вернувшихся с фронта.
Иногда война всё же контактирует с жителями Гастингса, когда, например, пролетающий бомбардировщик сбрасывает снаряд на местный отель. Но это скорее исключение из правил. Чаще всего война присутствует незримо, поэтому отчасти «Фойла» можно даже назвать триллером.
Показанные события 80‑летней давности пугающим образом напоминают сегодняшний день. Но стоит заметить, что сериал не спешит бросаться ни в кого обвинениями, а довольно отстраненно, как и Кристофер, наблюдает за происходящим. Люди сами срывают покровы, сами обличают себя же. Война — катализатор людских пороков; она являет истинную сущность каждого. И со временем становится очевидно, кто выполнял долг, а кто лишь подпитывал нутро кровью других.
Памятка о том, как оставаться человеком
Несмотря на весь мрак, сериал всё же стремится не быть однобоким и не ставить клеймо на всех подряд. На примере судеб некоторых второплановых персонажей авторы пытаются показать несостоятельность утверждений о безоговорочном зле и абсолютном добре.
Во второй серии первого сезона юная девушка переходит на сторону противника и устраивает диверсию. На допросе она говорит, что ждет скорое падение Великобритании и радуется приходу нацистов. Но Фойл не спешит закрывать дело и ставить крест на девушке. Он проводит расследование, из которого становится ясно, что несчастной просто воспользовались идеологи третьего рейха и помогли сформировать ей «правильное» мировоззрение. Влиятельные люди надавили на слабые точки молодой и ее руками осуществили задуманное.
«Война Фойла» не уходит в морализаторство и не пытается перевоспитать зрителя. Сериал просто иногда напоминает о том, что все мы люди и что нам необходимо слушать друг друга хоть иногда. Поставить клеймо проще простого, а разобраться в проблеме — это еще и работа над собой.
— «… но она же немка».
— «А это не важно. Она человек, и ее убили. Убийство есть убийство. Если перестанем в это верить, зачем вообще воевать? Мы станем такими же, как нацисты».
Война Фойла
Foyle’s War