Четвертый полнометражный фильм Ари Астера «Эддингтон» впервые был показан миру на фестивале в Каннах в этом году, а теперь благодаря Амедиатеке и Capella Film вышел 16 октября в российский прокат. События в картине разворачиваются в вымышленном американском городке Эддингтон в мае 2020 года, в разгар пандемии COVID-19.
«Эддингтон» — это нео-вестерн, абсурдная черная комедия и напряженный триллер одновременно. В центре истории — противостояние бунтующего против ограничений шерифа Джо Кросса и действующего мэра Теда Гарсии, выступающего за масочный режим. Заговоры, антифа, BLM, соцсети, погромы и изоляция превращают провинциальный городок в комичную, но взрывоопасную модель распада общества. Главные роли в картине сыграли Хоакин Феникс, Эмма Стоун и Педро Паскаль — состав невероятно звездный.
Рассказываем, почему новая работа Астера заслуживает вашего внимания. Купить билеты на удобный вам сеанс можно по ссылке.
Блестящий актерский состав, вытягивающий каждую сцену

Как уже было отмечено выше, для своего нового фильма Астер собрал действительно звездный актерский состав. Если с Хоакином Фениксом режиссер уже работал ранее над фильмом «Все страхи Бо», то с Педро Паскалем, который в этом году сыграл практически в каждом голливудском фильме, и с обласканной критиками Эммой Стоун сотрудничает впервые. Кроме них в кадре также появляются Остин Батлер, Люк Граймс и Майкл Уорд.
Главная троица выдает яркий и динамичный перфоманс: Феникс идеально демонстрирует, как провинциальный коп может дойти от бытового раздражения до маниакального безумия, Паскаль перевоплощается в чиновника, стоящего на страже своих принципов, а Стоун играет женщину, отчаянно желающую обрести свободу как физическую, так и духовную. Нельзя не отметить небольшую, но очень яркую роль Остина Батлера, сыгравшего бывшего наркомана и лидера культа, которому симпатизирует героиня Эммы Стоун.
Именно благодаря игре всех этих актеров «Эддингтон» смотрится на одном дыхании и держит внимание на протяжении всего хронометража.
Смелое смешение жанров


Западные критики называют «Эддингтон» «первым по‑настоящему современным американским вестерном»: здесь револьверы заменены смартфонами, а перестрелки уступили место информационным войнам (хотя и перестрелкам тут тоже есть место). Это дистопический конспирологический вестерн‑комикс, где зритель может легко узнать себя даже в самых абсурдных эпизодах. При всей мрачности материала фильм часто уходит в юмор, и здесь каждый найдет над чем посмеяться, в зависимости от собственных убеждений.
В отличие от морализаторских и серьезных фильмов о пандемии, Астер намеренно рисует гротеск, в котором никто не прав, и при этом каждый выглядит нелепо. Режиссер балансирует на стыке десятка жанров, от вестерна до триллера, при этом умудряясь не проваливаться ни в один из них. Возможно, возникнет желание сравнить «Эддингтон» с «Не смотрите наверх», но эти фильмы очень разные. Если работа Маккея — это открытая сатира и политическая карикатура с понятным месседжем, то фильм Астера — более мрачный, хаотичный и заставляющий задуматься о том, кто виноват, что делать и какую сторону в итоге занять (после фильма Маккея такие вопросы не стоят вообще).
Зеркало американского раскола


Фильм не щадит ни одну сторону политических и культурных войн. Здесь высмеиваются и прогрессивные либералы, зацикленные на собственной вине, и консерваторы, живущие в мире фейков. В последние годы в США наметилось очень явное противостояние республиканцев и демократов, часто доходящее до абсурда. Порой напряжение между сторонниками партий становится настолько сильным, что оно оказывается важнее реформ и политически взвешенных решений.
Астер очень тонко чувствует эти настроения и мастерски внедряет их в свой фильм. Его задача не напугать, а показать абсурдность происходящего. При этом постановщик не хочет давать готовые ответы на вопросы, но буквально ставит перед зрителем огромное зеркало, в котором сложно не увидеть проблемы, затрагивающие современное общество.
Развязка «Эддингтона» выглядит одновременно нелепо и пророчески. Ари Астер как бы размышляет над тем, что будет, если продолжить давать власть в руки тем, кто не умеет с ней совладать. И если режиссер окажется прав, финал у этой истории будет весьма плачевным.
Сатира на хаос 2020‑го


Кажется, что всеобщая паника и изоляция были совсем недавно, и в то же время есть ощущение, будто это было не с нами. Примерно такое же чувство возникает и при просмотре «Эддингтона»: даже второстепенные и малозначимые персонажи картины легко узнаваемы, не говоря уже о главных героях. Вот только причислять себя к ним никто не захочет и останется в полной уверенности, что всё это происходило где‑то рядом, но никак не лично с ними. В этом как раз и есть особенность фильма.
Каждый из нас хоть раз да сталкивался с противниками масок в общественных местах, с огромным влиянием соцсетей, с поддержкой, казалось бы, неподдерживаемой точки зрения и попытками разорваться между социальным активизмом и привычным укладом жизни. Эти люди среди нас, эти люди и есть мы. Каждый раз, переходя грань между личной свободой и комфортом, с одной стороны, и правилами общественной жизни, с другой, можно навлечь на свою голову немало бед.
Подчиняться или сопротивляться? Ари Астер оставляет этот вопрос открытым, хотя собственную трактовку, разумеется, дает.
Фильм как машина времени


Астер написал сценарий почти в самом начале пандемии, но снимал уже после ее окончания, в мае 2024, когда последствия еще продолжали ощущаться. Поэтому «Эддингтон» воспринимается не как отвлеченная фантазия, а как возвращение в атмосферу весны 2020. В фильме оживают ощущения того времени: страх перед неизвестной болезнью, напряжение вокруг выборов, агрессия в соцсетях и бесконечный поток слухов, которые захлестывали сильнее фактов. Герои спорят, ругаются, закрываются в домах, бесконечно листают ленты соцсетей, и именно в этом — узнавание.
Картина не пытается буквально воспроизвести события пятилетней давности, а благодаря гиперболе и гротеску показывает их с другой стороны. Здесь нет ни сухой хроники, ни попытки подвести итоги, зато есть точное попадание в нервное состояние общества. Режиссер, как кукловод, мастерски заставляет актеров по очереди надевать на себя маски, показывая разные грани человеческих пороков и страстей. Для одних фильм о времени пандемии может стать болезненным напоминанием, для других — шансом взглянуть на прошлое с отстраненной позиции и увидеть, насколько нелепо и хаотично выглядела повседневность, когда привычные правила разрушались на глазах.