Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Нео-вестерн о безумии в эпоху ковида: почему нельзя пропустить новый фильм Ари Астера «Эддингтон»

Голливудские суперзвезды Хоакин Феникс и Педро Паскаль при участии Эммы Стоун начинают яростную битву за власть в небольшом городе.

Четвертый полнометражный фильм Ари Астера «Эддингтон» впервые был показан миру на фестивале в Каннах в этом году, а теперь благодаря Амедиатеке и Capella Film вышел 16 октября в российский прокат. События в картине разворачиваются в вымышленном американском городке Эддингтон в мае 2020 года, в разгар пандемии COVID-19. 

«Эддингтон» — это нео-вестерн, абсурдная черная комедия и напряженный триллер одновременно. В центре истории — противостояние бунтующего против ограничений шерифа Джо Кросса и действующего мэра Теда Гарсии, выступающего за масочный режим. Заговоры, антифа, BLM, соцсети, погромы и изоляция превращают провинциальный городок в комичную, но взрывоопасную модель распада общества. Главные роли в картине сыграли Хоакин Феникс, Эмма Стоун и Педро Паскаль — состав невероятно звездный. 

Рассказываем, почему новая работа Астера заслуживает вашего внимания. Купить билеты на удобный вам сеанс можно по ссылке.

Блестящий актерский состав, вытягивающий каждую сцену

Нео-вестерн о безумии в эпоху ковида: почему нельзя пропустить новый фильм Ари Астера «Эддингтон»

Как уже было отмечено выше, для своего нового фильма Астер собрал действительно звездный актерский состав. Если с Хоакином Фениксом режиссер уже работал ранее над фильмом «Все страхи Бо», то с Педро Паскалем, который в этом году сыграл практически в каждом голливудском фильме, и с обласканной критиками Эммой Стоун сотрудничает впервые. Кроме них в кадре также появляются Остин Батлер, Люк Граймс и Майкл Уорд. 

Главная троица выдает яркий и динамичный перфоманс: Феникс идеально демонстрирует, как провинциальный коп может дойти от бытового раздражения до маниакального безумия, Паскаль перевоплощается в чиновника, стоящего на страже своих принципов, а Стоун играет женщину, отчаянно желающую обрести свободу как физическую, так и духовную. Нельзя не отметить небольшую, но очень яркую роль Остина Батлера, сыгравшего бывшего наркомана и лидера культа, которому симпатизирует героиня Эммы Стоун. 

Именно благодаря игре всех этих актеров «Эддингтон» смотрится на одном дыхании и держит внимание на протяжении всего хронометража.

Смелое смешение жанров

Западные критики называют «Эддингтон» «первым по‑настоящему современным американским вестерном»: здесь револьверы заменены смартфонами, а перестрелки уступили место информационным войнам (хотя и перестрелкам тут тоже есть место). Это дистопический конспирологический вестерн‑комикс, где зритель может легко узнать себя даже в самых абсурдных эпизодах. При всей мрачности материала фильм часто уходит в юмор, и здесь каждый найдет над чем посмеяться, в зависимости от собственных убеждений.

В отличие от морализаторских и серьезных фильмов о пандемии, Астер намеренно рисует гротеск, в котором никто не прав, и при этом каждый выглядит нелепо. Режиссер балансирует на стыке десятка жанров, от вестерна до триллера, при этом умудряясь не проваливаться ни в один из них. Возможно, возникнет желание сравнить «Эддингтон» с «Не смотрите наверх», но эти фильмы очень разные. Если работа Маккея — это открытая сатира и политическая карикатура с понятным месседжем, то фильм Астера — более мрачный, хаотичный и заставляющий задуматься о том, кто виноват, что делать и какую сторону в итоге занять (после фильма Маккея такие вопросы не стоят вообще).

Зеркало американского раскола

Фильм не щадит ни одну сторону политических и культурных войн. Здесь высмеиваются и прогрессивные либералы, зацикленные на собственной вине, и консерваторы, живущие в мире фейков. В последние годы в США наметилось очень явное противостояние республиканцев и демократов, часто доходящее до абсурда. Порой напряжение между сторонниками партий становится настолько сильным, что оно оказывается важнее реформ и политически взвешенных решений. 

Астер очень тонко чувствует эти настроения и мастерски внедряет их в свой фильм. Его задача не напугать, а показать абсурдность происходящего. При этом постановщик не хочет давать готовые ответы на вопросы, но буквально ставит перед зрителем огромное зеркало, в котором сложно не увидеть проблемы, затрагивающие современное общество.

Развязка «Эддингтона» выглядит одновременно нелепо и пророчески. Ари Астер как бы размышляет над тем, что будет, если продолжить давать власть в руки тем, кто не умеет с ней совладать. И если режиссер окажется прав, финал у этой истории будет весьма плачевным.

Сатира на хаос 2020‑го

Кажется, что всеобщая паника и изоляция были совсем недавно, и в то же время есть ощущение, будто это было не с нами. Примерно такое же чувство возникает и при просмотре «Эддингтона»: даже второстепенные и малозначимые персонажи картины легко узнаваемы, не говоря уже о главных героях. Вот только причислять себя к ним никто не захочет и останется в полной уверенности, что всё это происходило где‑то рядом, но никак не лично с ними. В этом как раз и есть особенность фильма.

Каждый из нас хоть раз да сталкивался с противниками масок в общественных местах, с огромным влиянием соцсетей, с поддержкой, казалось бы, неподдерживаемой точки зрения и попытками разорваться между социальным активизмом и привычным укладом жизни. Эти люди среди нас, эти люди и есть мы. Каждый раз, переходя грань между личной свободой и комфортом, с одной стороны, и правилами общественной жизни, с другой, можно навлечь на свою голову немало бед. 

Подчиняться или сопротивляться? Ари Астер оставляет этот вопрос открытым, хотя собственную трактовку, разумеется, дает.

Фильм как машина времени

Астер написал сценарий почти в самом начале пандемии, но снимал уже после ее окончания, в мае 2024, когда последствия еще продолжали ощущаться. Поэтому «Эддингтон» воспринимается не как отвлеченная фантазия, а как возвращение в атмосферу весны 2020. В фильме оживают ощущения того времени: страх перед неизвестной болезнью, напряжение вокруг выборов, агрессия в соцсетях и бесконечный поток слухов, которые захлестывали сильнее фактов. Герои спорят, ругаются, закрываются в домах, бесконечно листают ленты соцсетей, и именно в этом — узнавание.

Картина не пытается буквально воспроизвести события пятилетней давности, а благодаря гиперболе и гротеску показывает их с другой стороны. Здесь нет ни сухой хроники, ни попытки подвести итоги, зато есть точное попадание в нервное состояние общества. Режиссер, как кукловод, мастерски заставляет актеров по очереди надевать на себя маски, показывая разные грани человеческих пороков и страстей. Для одних фильм о времени пандемии может стать болезненным напоминанием, для других — шансом взглянуть на прошлое с отстраненной позиции и увидеть, насколько нелепо и хаотично выглядела повседневность, когда привычные правила разрушались на глазах.

Вам это понравится

+