20 октября в Амедиатеке вышли первые четыре серии второго сезона «Душегубов» с подзаголовком «1989» (все серии — 1 ноября). Следователь по особо важным делам Леонид Ипатьев (Сергей Марин), ранее задержавший «витебского душителя», на этот раз переезжает в Москву, где приступает к розыску маньяка-каннибала Самойлова. Как и в первом сезоне, получившем самые высокие оценки от зрителей (Топ-250 Кинопоиска), в основе этого дела лежат истории реальных преступлений. Чем удивляет новый сезон, кто стал прообразом главного антагониста и каким получилось погружение в позднесоветскую эпоху — подробно рассказываем в нашем материале.
Тру‑крайм по‑советски

Прежде чем приступить к разговору о новом сезоне «Душегубов», нельзя не вспомнить, с чего всё начиналось. В маленький городок недалеко от Витебска приезжает следователь из Минска — усатый и угрюмый Леонид Ипатьев. На дворе — 1984 год, вот‑вот начнется перестройка, но дожить до нее суждено не всем.
Местный инспектор ГАИ бесследно исчез, и главный герой должен помочь в расследовании. Но когда в лесу находят задушенную женщину, всё усложняется. Ипатьев уверен, что оба дела связаны, однако следователь Михаил Шахнович (Александр Самойленко), кажется, против этой версии и удивительно быстро находит «преступников». Изучая старые документы, Ипатьев видит много похожих дел об удушениях за последние десять лет. У него возникает подозрение, что в городе орудует серийный убийца…


Создатели отлично передали дух того времени: в деталях, которые пробуждают ностальгию, и в общем настроении безразличия и упадка сил. За основу сценария была взята реальная история насильника и серийного убийцы Геннадия Михасевича, у Ипатьева и его коллег тоже есть прототипы (об этом рассказала в интервью сценаристка Юлия Шунто).
Шоу получилось уникальным, не похожим на бездушную фабричную продукцию, которую штампуют как по шаблону. Помогли этому и аутентичная атмосфера, как на машине времени уносящая в 1980‑е, и актерская игра, в которой видна та самая, чуть театральная «советская» школа. В современном проекте такая манера, возможно, резала бы глаз, однако для шоу, погружающего в прошлое, она подошла идеально.
Второй сезон успешно продолжил эту формулу, раскрывая неизвестные страницы реальных уголовных дел, происходивших на излете Советского Союза.
Маньяка‑каннибал выходит на охоту


1984 год. На вечеринке у друзей Николай Самойлов (Евгений Харитонов) жестоко расправляется с женщиной, старой знакомой. Прибывшие милиционеры застают его всего в крови, и, пока те не могут прийти в себя, преступник совершает побег. Однако следователь из Москвы Максим Ковальский (Максим Стоянов) находит и задерживает убийцу. Ковальский предоставляет доказательства, что Самойлов — маньяк, которого ищут два года, и он виновен в семи смертях.
1989 год. Все эти годы Самойлов содержится в психиатрической лечебнице и проходит экспертизу в московском институте Сербского. Опытный психиатр Баженов (Сергей Епишев) применяет к нему особую методику, соединяющую лекарства, гипноз и психотерапевтические беседы. Баженов уверен, что пациент может выздороветь, и планирует его выписать, хотя коллеги с этим не согласны. При перевозке из института в больницу Самойлов убегает.


Вскоре в Подмосковье случается ужасное событие: рабочий завода Гаврилов (Филипп Азаров) получает коробку с отрубленной женской головой, у которой выколоты глаза, а также записку с угрозами и требованием выкупа. Расследование поручают следователю по важным делам Леониду Ипатьеву (Сергей Марин), прибывшему в Москву из Минска. Ипатьев и Ковальский начинают работу: все улики указывают на Самойлова, но они сомневаются — это его почерк или же на улицах объявился новый преступник?
Тема советской психиатрии красной нитью проходит через весь сезон, показывая, что ее лицо формируют не профессиональные установки, теории и методы лечения, а сами люди — со своими достоинствами и пороками. Баженов, через свою жену Галину тесно связанный с ее отцом, начальником Ипатьева, и сам в какой‑то момент начинает граничить с безумием и одержимостью, в то время как его коллега, доктор Лариса Корзун (Виктория Корлякова), становится сторонницей Ипатьева и Ковальского в расследовании, олицетворяя собой «новое лицо» психиатрии, что роднит ее с Венди Карр, героиней «Охотника за разумом» Дэвида Финчера.
Конфликт — двигатель сюжета

Сюжет первого сезона строился на противостоянии между ищейкой из Минска Ипатьевым, чьим прообразом был Игнатович, и витебским следователем Шахновичем (роль Самойленко). Последний — собирательный образ нерадивых местных работников следствия: карьерист и коррупционер, который, пока настоящий убийца гуляет на свободе, отправляет за решетку ни в чем не повинных людей.
В новом сезоне сериала «Душегубы» за основу снова взяты реальные дела серийных убийц — Николая Джумагалиева, первого в СССР маньяка‑каннибала, и Александра Скрынника, прозванного «молдавским Чикатило». Пик их жутких преступлений пришелся на 1979‑1980 годы: первый убивал в Казахской ССР, насиловал женщин, пил их кровь и поедал останки, а второй действовал в Молдавии, где также убивал и расчленял молодых девушек.


Ипатьев и Ковальский в «Душегубах. 1989» начинают работать в тандеме вынуждено. Если для следователя из Минска это дело становится логичным продолжением его карьеры (хотя, стоит отметить, что человек он честнолюбивый и в столицу не рвался), то для москвича Ковальского поиски Самойлова превращаются в трагедию — и личную, и профессиональную. И хотя он поймал его в первый раз, но засадить в тюрьму всё же не смог, а теперь из‑за чужой халатности он вынужден делить это дело с Ипатьевым, хотя амбиции и законы чести буквально кричат о том, что это его дело и только его.
Два мужчины — меланхоличный идеалист и разудалый сибарит — оказываются в ситуации, где им надо учиться принимать достоинства и слабости друг друга. Антипатия, даже какая‑то отрицательная химия, чувствуется между персонажами Марина и Стоянова и наэлектризовывает кадр, превращая вполне рутинные эпизоды с опросами свидетелей и поисками улик в битву характеров и стратегий.
Сложный герой в обстановке кошмара

Ипатьев — человек с густыми усами и тяжелым характером, который помешан на правде. Из‑за этой его черты коллеги относятся к нему с большим подозрением. Упорство главного героя понемногу ломает существующий порядок и обнажает ложь, которой были пропитаны многие сферы советской жизни, включая работу органов правопорядка. Так называемая «палочная система» — количество раскрытых дел и посаженных за решетку преступников — зачастую заставляет людей в форме и самих становиться «душегубами».
Такой подход необычен для сериала про маньяка: расследование строится не на изучении доказательств, а на борьбе с системой — приходится постоянно преодолевать глухую стену невежества и бюрократии местной милиции. В 80‑е годы прошлого века господствовало мнение, что маньяки могут быть только за границей, но не в благополучном Советском Союзе. Ипатьев и психолог, находящийся в немилости, вместе пытаются проанализировать мотивы преступника, понять его внутренний мир и составить полноценный психологический портрет.


В новом сезоне следователь Ипатьев серьезно преобразился — и внешность, и характер, и даже форма усов стали другими. Он прокачал свои социальные навыки и теперь более общительный, хотя фундаментальные установки мужчины не пошатнулись. Его главная задача — приносить пользу обществу, занимаясь своим делом на высоком уровне. Семейная жизнь с Ольгой (Зоя Бербер), с которой он познакомился в первом сезоне, находится в перманентном кризисе — у них буквально нет времени, чтобы поговорить, а женщина просто не может сидеть дома и безропотно ждать Ипатьева со службы.
Работа следователя требует специфических навыков: логического мышления, анализа информации, внимания к нюансам и постоянного поиска новых ниточек. Такая деятельность неизменно меняет человека, вызывая так называемую «профессиональную деформацию»: вырабатывается устойчивая привычка всё подвергать анализу и добиваться правды в любом деле. Перманентное наблюдение за человеческой жестокостью кого угодно способно превратить в черствого и закрытого. Ипатьев — не исключение.
Особенно сложно становится в тот момент, когда он рискует не только упустить маньяка из виду, но и когда его брак трещит по швам — бывшая жена Алла (Дарья Урсуляк), которая взялась ему помочь благодаря связям на телевидении, и сама превращается отчасти в «маньячку», которая звонит ему в квартиру и пытается вывести Ольгу на эмоции.
Визуальное и эмоциональное сопровождение


Первый сезон сериала, происходящий летом 1984 года, и второй, который разворачивается зимой 1989 года (основные съемки проходили в Ярославле), резко отличаются не только картинкой, но и настроением. Новая глава приключений следователя Ипатьева получилась гораздо более мрачной и тяжелой, убийства — более натуралистичными и шокирующими. Маньяк Самойлов, окончательно потерявший связь с реальностью, похищает женщину и психологически ломает ее, чтобы отомстить своим «душегубам».
Сложность любого проекта, снятого на основе реальных историй, заключается в том, что исход дела известен большинству зрителей. Авторы второго сезона (на режиссерское кресло после Давида Ткебучавы заступили Алексей Быстрицкий и Макс Кубринский) вместе со сценаристами до финальных эпизодов удерживали «туз в рукаве», чтобы показать, что зло пряталось до последнего за маской понимания и отзывчивости.


В конце каждой серии обязательно раскиданы клиффхэнгеры — крючки, которые цепляют и побуждают поскорее посмотреть новый эпизод. Кто прислал отрубленную голову с угрожающей запиской простой советской семье? Кто ударил следователя Ковальского во тьме? Что за мрачные дела творятся в психиатрической клинике? И так ли всё мирно в доме моделей, куда устроилась Ольга?
И всё это происходит в формате ретро, выглядящего суховато на фоне современных шоу, но вместе с тем и интригующе (здесь нет внезапных голландских углов или странной цветовой гаммы, никаких раздражающих элементов) — ведь кто из нас не любит вдумчивые расследования в духе классических детективов? А чтобы всё не выглядело совсем однотонно, создатели пользуются всегда работающим приемом — мощным музыкальным сопровождением. Встречи в ресторане под «Яблоки на снегу», бередящий душу «Синий туман» и неожиданно пугающее «На теплоходе музыка играет» — в наличии.

«Душегубы. 1989» — это не просто криминальный сериал про поиски маньяков, а глубокое исследование человеческой жестокости. И чем больше времени проводишь за его просмотром, тем отчетливее осознаешь: многие чудовища успешно мимикрируют под обычных людей, улыбаются, ходят в гости и называют нас друзьями. Обнадеживает только одно — на каждого душегуба обязательно найдется свой Ипатьев.