С 15 февраля в Амедиатеке выходит британский детективный сериал «Поймай мне убийцу», основное место действия в котором – бескрайние южноафриканские пустыни, перенаселенные города с повсеместным разделением на бедные и богатые районы (раздельное проживание местного темнокожего населения и потомков колонизаторов из Европы), а также мрачные полицейские кабинеты и трейлеры, где вынуждена вести свои расследования главная героиня.
Ее зовут Мики Писториус, и она первый в истории ЮАР специалист по профайлингу. Ее задача – определять на основе фактов и улик портрет убийцы, его привычки и повадки. Основа для сериала – одноименная книга Мики, которая вышла в 2000 году и стала бестселлером у себя родине. А если фамилия главной героини показалась вам знакомой, это неудивительно. Ее родной племянник – это олимпийский чемпион Оскар Писториус, который совсем недавно вышел из тюрьмы. Он убил свою девушку, модель Риву Стинкамп, в 2013 году. Да уж, судьба‑злодейка, «за что боролись, на то и…». А больше и добавить нечего.
В этой статье собрали для вас пять весомых причин, почему новый сериал в жанре true crime придется по душе поклонникам детективов.
Главная героиня
История Мики Писториус как специалиста по поиску маньяков началась в 1994 году – знаковая дата для истории страны. Как раз в это время была отменена политика апартеида – раздельного проживания «белого» и «черного» населения в ЮАР благодаря деятельности Нельсона Манделы. И в это же время свою карьеру на полицейском поприще начинает наша героиня – и хотя ей всего тридцать, за ее плечами богатый опыт. Она успела пожить в Лондоне и Париже, поработать журналистом, получить диплом психолога и побыть преподавателем в университете.
Шарлотта Хоуп (Миранда из «Игры престолов», Екатерина Арагонская в «Испанской принцессе») по‑актерски смакует своего персонажа, с каждым новом эпизодом добавляя в ее образ больше красок и неоднозначности. Это решение продиктовано не только режиссерской задумкой, но и реальным образом Мики Писториус. Именно ей принадлежит цитата: «Серийные убийцы – это не монстры, это человеческие существа с измученными душами. Я никогда не буду потворствовать тому, что они делают, но я могу их понять». Как так?
Особый взгляд
Не стоит думать, что Мики – это какой‑то женский аналог Декстера, который вымещает свои потаенные желания на преступниках, всё несколько сложнее. У Мики (и реальной, и сериальной) есть особый дар, способность, чуйка – называйте, как хотите. Сама героиня называет это «криптестезией», экстрасенсорным восприятием убийц. Кажется, что она способна проникнуть в их сознание и прочитать, о чем преступник думает в этот момент. Поэтому и вопросы у нее получается задавать, как говорится, не в бровь, а в глаз.
Этот дар пропадал без дела много лет, пока судьба (в лице преподавателя университета) не вытолкнула ее на ту дорогу, которая на много лет станет для нее основной и поможет наказать множество преступников. Напомним, шел 1994 год, и вот в пригороде Кейптауна пропал очередной темнокожий мальчик, 21‑й по счету с 1986 года, а у полиции не было ни единой зацепки, кто же творит это зло. У Мики появился шанс проявить свои психологически‑профайлерские способности.
– Но я не детектив, — резонно отмечает Мики в разговоре со своим старшим коллегой
– И не надо, ты будешь учить их. Просто представь, что они твои студенты, – отбрасывает он все сомнения.
Так Мики Писториус отправляется на поиски неуловимого маньяка.
Станционный душитель
Именно это прозвище получает убийца детей. И именно этот персонаж становится первым маньяком в «копилке» дел у героини. Как много лет ему удавалось незаметно увозить мальчиков, лишать их жизни и выкидывать тела в саванне? На этот вопрос поможет ответить слово, которое мы уже упоминали: апартеид. В социологии существует особенный термин – синдром белой пропавшей девушки. Он связан с тем, что СМИ и полиция оказывают непропорционально много внимания поискам богатых и красивых особей женского пола со светлой кожей, а мужчины (особенно темнокожие) словно никого уже особо не интересуют.
Вспомните или погуглите нашумевшее дело об исчезнувшей шестилетней девочке, маленькой королеве красоты Джонбенет Рэмси, пропавшей в США в 1996 году. Это дело обсуждала не только вся страна, но и весь мир. И сравните это с тем, как равнодушно отнеслись все к смерти двух десятков южноафриканских мальчиков, потому что цвет их кожи был другим, а родители жили крайне бедно. Станционный душитель прекрасно знал об этом феномене, он даже вдохновлялся записками других маньяков из Америки, хотя оправдание нашел себе практически мистическое…
Неожиданные приемы
Поначалу героиня, разумеется, не раскрывает никаких карт о себе. Мы узнаем, что она любит разгадывать кроссворды, много читает и постоянно слушает музыку с помощью карманного плеера. За плечами у нее ранний брак и скоро последовавший за этим развод (всех тонкостей мы не знаем, но по законам жанра эта деталь из прошлого, как «чеховское ружье», обязательно где‑то да выстрелит по сюжету).
И хотя на новом месте и в новом качестве Мики (она получает должность капитана) чувствует себя не очень комфортно, и руки у нее потеют от страха и стресса (что подмечает один из подозреваемых), в ее профессионализме и ясном понимании психологии маньяков сомневаться не приходится. Тем удивительнее, что даже для профи ее простые на первый взгляд приемы кажутся новыми.
– Почему ты попросила убрать стол из комнаты для допроса? – спрашивает ее полицейский.
– Тот, кто наслаждается убийствами, наслаждается и рассказами о нем. Я должна была это увидеть, – с грустной иронией подмечает героиня.
Из таких мелочей и состоит в сущности каждый эпизод шоу – в жанре, где, кажется, трудно изобразить какой‑то новый подход в работе полицейских или профайлеров, создатели находят свой собственный камертон.
Никуда без интриг
Пока у шоу анонсирован только один сезон с 11 эпизодами, но интересных дел в книге у Мики (шесть лет работы на полицию и потом почти 20 лет как консультанта – это вам не шутки) явно хватит на парочку сезонов. Писториус ездит по стране, помогая составлять профили маньяков разных мастей, разговаривает с подозреваемыми и применяет свой дар криптестезии на практике. Но и личная жизнь героини не стоит на месте, и время от времени тайны ее прошлого тоже стучатся в двери – в общем, всё именно так, как мы любим 🙂
Создатели сериала «Поймай мне убийцу» не стесняются показывать проблемы, которые существуют в обществе, полиции и власти, и никого не наделяют абсолютными силами, проколы случаются и у Мики (обещаем, никаких спойлеров). Но именно это и помогает делать персонажей объемными, а ситуации – близкими и понятными отечественному зрителю. Чего стоят поиски ангарского маньяка – точнее, долгие годы отрицания, что какой‑то убийца существует. Если бы таких профайлеров, как Мики Писториус, было бы достаточно, жизнь точно стала бы безопаснее и спокойнее.