Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Одербрух»: немецкий сериал, который притворяется типичным детективом

Разбираем мрачное и местами жутковатое шоу с элементами мистики.

Действие сериала «Одербрух» начинается с жуткой находки: в пустынных болотах на севере Германии, у границы с Польшей, в поле обнаруживают груду тел и костей 248 жертв убийства — все они обескровлены. 

Этот проект впервые показали на Мюнхенском кинофестивале. Его считают одним из самых масштабных и амбициозных немецких проектов последних лет. Выясняем, чем это шоу зацепило зрителей и критиков — и чем оно может привлечь вас 🙂

Пертубации немецкого телевидения

«Одербрух»: немецкий сериал, который притворяется типичным детективом

Немецкие телеканалы ARD и ZDF у многих жителей Германии вызывают смешанные чувства. Одни ругают их за то, что они показывают только скучные программы для пенсионеров, а другие злятся на любые попытки сделать что‑то новое и современное. Всех объединяет только одно — ненависть к обязательному платежу за телевидение.

Но их дочерняя студия Degeto (которая снимает сериалы для ARD) пытается изменить этот имидж. В первую очередь благодаря онлайн‑платформам. Похожий путь уже пробовал канал ZDF, который запустил свой молодежный проект Neo. Они, например, купили права на сериал «Нормальные люди», который вряд ли бы показали по обычному ТВ, и даже начали снимать свое немецкое жанровое кино.

Режиссеры Кристиан Альварт и Адольфо Дж. Кольмерер сняли для них катастрофу‑триллер «Слёборн», который в новых сезонах превратился в мрачный постапокалипсис. Теперь эта же команда работает уже не для Neo, а для Degeto, чтобы наполнить онлайн‑кинотеатр ARD крутым немецким жанровым контентом.

Так Альварт и Кольмерер становятся главной надеждой для немецкого жанрового кино. Их новый сериал «Одербрух» — это как раз попытка сделать так, чтобы у ARD был своего рода бэнгер, который бы стали массово смотреть. 

Нетипичный детектив с немецко‑польским колоритом

Сериал начинается как классический детектив: в приграничном регионе у деревни Одербрух находят груду трупов, связанных с темным прошлым ГДР. Следствие ведут Станислав Заяк (Лукас Грегорович, «Телефон полиции — 110») из Польши, а также Роланд Войт (Феликс Крамер, «Тьма») и Мегги (Каролина Шух) из Германии, которые выросли в этих местах. Но примерно к третьей серии сюжет совершает настолько резкий поворот, что о нем невозможно говорить, не раскрывая спойлеры. С другой стороны, прозорливый зритель сразу почует неладное, по ходу того, как детективы обнаруживают всё больше и больше деталей произошедшего.

Тем не менее не станем вдаваться в детали сюжета. Просто нужно довериться авторам и начать смотреть. Вы не сразу поймете, к чему всё идет, история раскрывается медленно. Важно знать главное: это НЕ классический детектив, каким он пытается казаться первые два‑три эпизода. Первые серии по атмосфере похожи на «Настоящий детектив», но потом всё меняется — происходит это из‑за того, что авторы «Одербруха», в отличие от Ника Пиццолатто, решили поиграть с жанрами и не ограничиваться одними лишь намеками на потусторонние силы. 

«Одербрух»: немецкий сериал, который притворяется типичным детективом

Уже к четвертой серии Альварт и Кольмерер разворачивают историю так, что она уходит далеко за рамки простого расследования убийств. При этом авторы уделяют много внимания персонажам, и это здорово получается благодаря сильной актерской игре — сюжетные ходы авторов не затмевают важности перформанса протагонистов. На первом месте люди и их судьбы, а уже потом — расследование и всё прочее. 

Феликс Крамер и Каролина Шух оказались отличными выборами на главные роли. Их герои — замкнутые, многое пережившие люди, которые не показывают свои эмоции, но вы как зритель чувствуете их боль. У каждого из них есть подробная предыстория, которая раскрывается зрителю порционно, ровно так, чтобы тот самый прозорливый раньше времени не смог сложить два и два. 

Есть и третий ключевой персонаж — польский следователь в исполнении Лукаса Грегоровича. К сожалению, ему не уделили достаточно внимания в этом сезоне. Будем надеяться, это исправят во втором. Хотя, возможно, это намеренная мистификация от шоураннеров — мол, смотрите, какой загадочный персонаж, даже кубик Рубика у него не простой, а со шрифтом Брайля (мужчина, стоит отметить, видит отлично и даже не нуждается в очках). 

Медитативное действо, которое не перестает удивлять

«Одербрух»: немецкий сериал, который притворяется типичным детективом

Первая половина сезона идет как разгоняющийся локомотив: сначала медленный старт, неспешный разгон, во время которого мы знакомимся с персонажами, местным городком и его историей, а уже затем, набрав должную скорость, сюжет подкидывает зрителю всё больше и больше информации и не стесняется ошарашивать смотрящего клиффхэнгерами. Что за польский интернат, где воспитанники регулярно сдают кровь? Кто и зачем выкупает всю землю в Одербрухе и его окрестностях? Почему все местные фермеры выглядят как маньяки и психопаты?

В середине сезона шоу будто застревают в рамках детективной структуры. Действие тормозит: мы, зрители, уже знаем больше, чем некоторые персонажи, и нам приходится просто ждать, пока они сами это узнают. Но это не ошибка, а сознательный ход со стороны авторов. Это шанс заземлиться и до конца в своей голове родить логичную идею, кто виноват и что делать. Чтобы потом ошибиться. В финале история снова набирает обороты, закрывает все основные вопросы и открывает дверь в гораздо более масштабный мир — ровно так же, как это было в первом сезоне «Слёборна».

«Одербрух»: немецкий сериал, который притворяется типичным детективом

В итоге «Одербрух» — это медленный, но интересный сериал, практически слоубернер, правда, без большого количества хоррор‑эпизодов. Ждать от немецкого шоу невероятных кульбитов не стоит, но это качественная и стоящая работа. Альварт и Кольмерер создали хорошее немецкое жанровое кино. Картинка у сериала отличная, актеры подобраны удачно, а в сюжете много клиффхэнгеров, которые работают по всем канонам драматургии и вызывают эмоции.

«Одербрух», в котором намешаны криминал, драма и мистика, получился неровным по интонации, но ему это и не нужно: необычный сеттинг и главные герои надолго цепляют внимание. Если вы думаете, что в Германии не снимают хорошее жанровое кино — обязательно ознакомьтесь с этим сериалом. Именно так мы, зрители, можем подать сигнал, что хотим видеть больше подобных проектов. Чего только стоила нетфликсовская «Тьма» — сложноустроенный проект про перемещения во времени. Кто творит ужасы в Одербрухе и нужно ли это зло на самом деле останавливать? Пришло время узнать…

8.4
film poster
2024

Одербрух

Beyond

Режиссеры: Кристиан Альварт, Адольфо Дж. Кольмерер

Вам это понравится

+
В подворотне тебя ждет маньяк: В чем величие сериала «Декстер»
Лонгриды
В подворотне тебя ждет маньяк: В чем величие сериала «Декстер»