Amediateka Blog
blog-banner
Интервью

 «Обреченные на славу»: как всё было на самом деле? Разбираем героев сериала вместе с историком-антиковедом

Реки крови в Колизее, добродушный император Веспасиан, коварный Домициан и безумные налоги — правда или миф?

Исторические фильмы и сериалы — особый жанр, к которому с пристальным вниманием относятся все, кто занимается изучением прошлых веков. Такие люди легко подмечают ошибки в выборе оружия или доспехов, традициях и предметах обихода, которыми пользуются герои. В основу сценария «Обреченных на славу», который написал Роберт Родат («Спасти рядового Райана»), легла научно‑популярная книга «Путь гладиатора», подробнейший гайд для тех, кто хочет разобраться в индустрии развлечений Древнего Рима.

Вместе с Владимиром Никишиным, историком‑антиковедом, доцентом МГУ им. М.В. Ломоносова, экспертом по культуре и праву в Древнем Риме, мы обсудили главных героев сериала и реальные факты из их биографий, которые помогут лучше раскрыть характер Веспасиана (Энтони Хопкинс), его детей, друзей и врагов. Правда ли, что император был «первым мужиком на римском престоле» и что именно он произнес фразу «Деньги не пахнут», кем были сыновья императора и как иудейская царица Береника чуть не стала второй Клеопатрой.

— В «Обреченных на славу» рассказывается о последних днях жизни императора Веспасиана в 79 году н.э., он предстает в образе мудрого правителя, который действует во всём на благо Рима. Если начать искать информацию о нем, то всплывают статьи с заголовками в духе «крестьянин во главе государства». Кем он был по происхождению и какую память о себе в глазах римских граждан на самом деле оставил?

В нашем распоряжении есть подробная биография Веспасиана, которая полностью сохранилась. Она принадлежит перу Гая Светония Транквилла, секретаря императора Адриана, – это был очень осведомленный человек. Действительно, правы те, кто пишет о том, что император был крестьянского происхождения. Знатным человеком его никак не назовешь. Таковыми в Риме считались люди (так называемые нобили), которые принадлежали к старинным родам. Эти семьи столетиями участвовали в политике, из них выходили консулы, то есть выборные главы Римской республики. Это были люди совсем другого уровня. А Веспасиан принадлежал к семье италийских крестьян: его дед, Флавий Петрон, был поденщиком, переселившимся в город Реате из Северной Италии.

Собственно говоря, родина Веспасиана — это город Реате в Центральной Италии, современная коммуна Риети в регионе Лацио. Веспасиан родился 17 ноября 9 года н.э. в деревушке Фалакрины близ Реате, где обосновались его предки‑крестьяне. Прежде чем перейти к биографии императора, стоит отметить следующее. В Риме на всём протяжении его истории служба в армии была очень мощным и весьма эффективным социальным лифтом, поэтому без нее сделать какую‑либо карьеру было невозможно. Да и политика в Риме была проникнута духом милитаризма. Возможно, дед Веспасиана так и умер бы поденщиком, если бы не поступил в армию. Времена тогда были смутные, ведь шла гражданская война между республиканцами и цезарианцами. 

Дом Дракона

Дед Веспасиана служил в рядах республиканцев и получил должность центуриона. Как было принято в те времена по закону, отслужив положенный срок, поучаствовав в военных кампаниях, он получил почетную отставку. А что это такое? Это значит, что он получил надел земли и выходное пособие — довольно приличную сумму. Конечно, всё это можно было пропить или прогулять, но в крови всех представителей рода Веспасиана была разумная экономия, доходящая порой до скопидомства. И Флавий Петрон так умно распорядился своим капиталом, что создал хорошее, справное хозяйство и обеспечил неплохие стартовые условия для своего сына Флавия Сабина, отца Веспасиана. А тому уже не было нужды набивать шишки на армейской службе, он занялся сбором налогов, ростовщичеством, а затем купил всадническое звание и стал кем‑то вроде помещика.   

Поэтому детство Веспасиана прошло уже в родовом имении, хоть и в деревне. У него были хорошие стартовые условия и неплохое начальное образование, хотя он его не продолжил, а предпочел строить военную и политическую карьеру. По характеру Веспасиан был человеком действительно очень простым, незлобивым и не злопамятным. Как говорится,  зла не помнил, но и добра не забывал. Умный, хитрый, сметливый, добродушный, с чувством юмора — в общем, типичный италийский крестьянин. Где он только не служил — и во Фракии, и в Германии, и в Британии. Воевал он доблестно и мужественно, был боевым офицером — говоря современным языком, благодаря чему выдвинулся и начал делать уже политическую карьеру.

— А как произошло его восхождение к власти, какие события к этому привели?

Благодаря боевым заслугам внук поденщика и сын всадника Веспасиан вышел на более высокий уровень и в итоге стал сенатором. Для этого он сначала получил почетные должности: он был и эдилом, то есть заведовал городским благоустройством, был и претором (лицо, ответственное за судопроизводство) при императоре Калигуле. Ему это давалось непросто — приходилось унижаться, публично льстить императору, но другого выхода у него не было: Калигула был просто сумасшедшим, и от него можно было ожидать чего угодно вплоть до кровавой расправы без суда и следствия. 

Когда Веспасиану было уже 30 лет, он получил приглашение к императору на обед. Так вот, он унизился до того, что в сенате выступил с благодарственной речью. Конечно, это низкопоклонство, но, как говорится, с волками жить — по‑волчьи выть, нужно было как‑то приспосабливаться. И недаром, потому что, когда Калигуле что‑то не понравилось в том, как Веспасиан выполнял свои обязанности, он приказал налить грязи ему за пазуху его сенаторской тоги. А дальше Веспасиану просто повезло, потому что Калигулу убили военные, и к власти пришел Клавдий, «историк на троне», большой любитель филологии, с которым Веспасиан нашел общий язык.

В его правление Веспасиан делает блестящую карьеру. Во‑первых, при Клавдии он повоевал в Британии: императору понадобилась маленькая победоносная война, лишний повод для триумфа – завоевание Британии как раз подходило для этого, и Веспасиан там отличился. Впоследствии он стал консулом, а ему было только 42 года. Вы представляете, кто такой консул? Это второе почетное звание после императора, предел мечтаний для внука поденщика.

Далее вообще невероятный факт: его сын Тит, который тогда был еще довольно юным, стал официально компаньоном наследника престола Британника. То есть перспективы для отца и сына открывались потрясающие, ведь Британник, сын Клавдия, должен был стать императором. Но тут Фортуна поворачивается к Веспасиану спиной. Жена Клавдия, Агриппина Младшая, она же его племянница, отравила императора и привела к власти своего сына Нерона. Соответственно Британник оказался «третьим лишним», как говорится. Его отравили прямо на пиру, а рядом с ним возлежал на ложе Тит (напомню, что римляне обедали лежа), который тоже хлебнул из той самой чаши, в которой Британнику поднесли отравленное питье. В дальнейшем Тит тяжело болел, но, по счастью, выжил — в отличие от Британника. 

Дом Дракона

Соответственно, у Веспасиана не было уже никаких перспектив карьерного роста при Нероне, его отослали подальше от двора (кроме всего прочего, он еще и умудрился заснуть во время выступления императора в театре: за такой «грех» можно было и головой поплатиться). Но всё изменилось после восстания евреев. В 66 году началась Первая Иудейская война, которая длилась семь лет и оказалась крайне кровопролитной. Тут Нерон и вспомнил о Веспасиане и послал его подавлять восстание. Почему? Потому что, во‑первых, Веспасиан был опытный воин, во‑вторых, он был лояльный человек и, в‑третьих, низкого происхождения, то есть не мог составить конкуренцию императору. 

Веспасиан распорядился прекрасно своим шансом, кстати, и Тит к нему присоединился, ему тогда было 18‑19 лет, когда уже можно было и службу начинать, и они оба отличились в этой войне. Буквально за два года Веспасиан практически подавил восстание в Иудее. Надо было идти на Иерусалим — город, который сыграл ключевую роль в судьбе и Веспасиана, и Тита. Но тут опять вмешалась судьба, наступил 68 год — в империи началась смута, против Нерона восстали провинции, и в итоге он покончил собой. А дальше наступает гражданская война и Год четырех императоров (69‑й). 

Сперва в Риме преторианцы (императорская гвардия) убивают престарелого императора Гальбу, затем покончил с собой бывший собутыльник Нерона, император Отон, к власти пришел Авл Вителлий, легендарный гурман, за полгода буквально проевший всю императорскую казну, и тогда настал звездный час Веспасиана. В июле 69 года легионы восточных провинций провозгласили императором его. Почему на сей раз именно его? Да потому что он был прекрасной кандидатурой, у него были и великолепная репутация, и статус героя войны. Римляне за время правления Нерона устали от этого безумца на престоле, который царствовал по принципу: будем править так, чтобы ни у кого ничего не осталось. Им был нужен надежный и основательный человек, который думает не о личном богатстве, а о процветании государства.

— Так началась эпоха династии Флавиев на римском престоле…

Да, правда продлилась она недолго, всего 27 лет, и три представителя этой династии вошли в историю — это Веспасиан и два его сына, Тит и Домициан. Веспасиан правил 10 лет, Тит 2 года, а оставшиеся 15 лет — Домициан. У них очень разная репутация — конечно, у Веспасиана и Тита самая хорошая, поэтому они были посмертно обожествлены — была в Древнем Риме такая традиция. Поэтому когда Веспасиан в 70 лет почувствовал приближение смерти, то он, как человек с чувством юмора, даже на смертном одре пошутил: «Горе мне, кажется, я становлюсь богом».

Домициан, к сожалению, загубил авторитет династии, если верить историческим хроникам, но всё не так однозначно. Например, современные антиковеды считают, что Домициана во многом оболгали, потому что он был умным человеком, способным администратором, а историю пишут победители — в его случае, это сенаторы. А вот они‑то как раз и ненавидели Домициана за деспотизм, за то, что он не считался с авторитетом сената и многих сенаторов репрессировал — казнил, сослал, заставил покончить с собой, а имущество конфисковал. 

Веспасиан и Тит были простыми, демократичными, приветливыми и обходительными людьми, за что их ценили. Если император правит вместе с сенатом, уважает традиции, чтит законность, не устраивает репрессий, не отнимает чужой собственности, это хороший император. Домициана любили в народе, потому что он организовывал зрелища, его любила армия, потому что он повысил воинам жалование. А ненавидели его сенаторы, потому что он отнимал у них состояние, унижал и казнил направо и налево. Поэтому после того, как его убили в собственной спальне заговорщики в 96 году, Сенат вынес постановление о проклятии памяти, статуи Домициана разбили, а все памятные надписи стерли.

Дом Дракона

— А откуда пошла крылатая фраза «деньги не пахнут», которую приписывают Веспасиану. Это правда связано с тем, что он обложил налогом общественные уборные? 

Как я уже сказал, десять лет продолжалось его правление. Государство тогда находилось в кризисе, ведь после гражданской войны казна была опустошена. Веспасиан сказал сенаторам, что ему нужно 40 миллиардов для того, чтобы поставить государство на ноги. Сумма, конечно, была сильно преувеличена, но в любом случае деньги требовались огромные. Вот откуда пошла тенденция упрекать императора в скупости, ведь больше никто ничего не может ему поставить в упрек — репутация у Веспасиана была безупречная. Он начал политику государственной экономии, а какую еще политику в таких условиях можно было проводить! Так, он ввел новые налоги, повысил старые, продавал должности, брал взятки, то есть ничем не брезговал.

Что касается фразы «деньги не пахнут», то о ней мы узнали благодаря книге Светония. Многие до сих пор убеждены, что Веспасиан обложил налогом нужники в Риме, то есть общественные уборные. Но это неправда — они никогда не облагались никакими налогами, это даже в голову в Риме никому не приходило. Общественные туалеты в Риме были своего рода «клубами», куда мужчины приходили пообщаться. Здесь мне придется объяснить, в чем тут дело и что значит «получить прибыль с мочи», как пишет Светоний. 

Всё дело в том, что в Риме не было стирального порошка в привычном для нас понимании, а для стирки белья использовали… мочу — в ней содержится аммиак, а у него есть отбеливающие свойства. Занимались сбором мочевины специальные ремесленники, которые назывались фуллоны. Они ставили у дороги на обочине амфоры с отбитым горлышком, чтобы туда справляли нужду все желающие. Ну и конечно, в общественных уборных были такие же амфоры. Если раньше фуллоны могли забирать мочу в уборных бесплатно, то теперь Веспасиан своим указом заставил их за это платить. Разумеется, возросшие издержки фуллоны благополучно переложили на потребителя, вот почему в Риме начался ропот по этому поводу. 

Можно сколько угодно изгаляться по поводу крылатой фразы «деньги не пахнут» (pecunia non olet), потешаться над скупостью Веспасиана, как это делали его современники, но давайте судить политика по результатам его деятельности. Он восстановил империю, он наполнил казну. Более того, о какой скаредности можно говорить, когда он платил пенсии и пособия, не скупясь раздавал нуждающимся сенаторам и всадникам потребные им денежные суммы, благотворительностью занимался, отстраивал за свой счет пострадавшие от землетрясений города Малой Азии. Наконец, построил Колизей, который поглотил фантастические средства.

— Какими были в реальной жизни дети Веспасиана, старший Тит и младший Домициан?

Тит был улучшенной копией своего отца. Ростом, правда, не вышел, но был красив, мускулист, хороший военный и добродушный человек — он никогда не шел против отца и, разумеется, не устраивал никаких заговоров. Частенько ведь в истории бывало, что наследник пытался ускорить события, убить отца и захватить власть. У Тита не было таких помыслов. И чтобы рассеять сомнения отца, если таковые и были, он, когда Веспасиана провозгласили императором, поторопился приехать из Иудеи в Рим и нежданно нагрянул во дворец со словами: «Вот и я, батюшка, вот и я». 

А дальше он стал тенью отца; впервые в римской истории Тит стал практически официальным наследником и полным соправителем. Они вдвоем исполняли консульские обязанности, трибунскую власть разделили, он даже префектом претория стал и гвардию возглавил. Иными словами, Тит был правой рукой Веспасиана. И что интересно, пока был жив Веспасиан, репутация у Тита была так себе. Всё дело в том, что он, будучи префектом претория, казнил заговорщиков; немедленно по Риму пошли пересуды о кровожадности Тита. Плюс Тит частенько устраивал по ночам всякие оргии, пьянки и гулянки. Вдобавок ко всему у него случился роман с иудейской царицей Береникой, сестрой царя Агриппы II и правнучкой всем известного царя Ирода Великого, а римляне с большой опаской к таким вещам относились, ведь они помнили о Клеопатре и Марке Антонии. Исторические аналогии в этом плане были весьма скверные. 

Дом Дракона

Кстати, до Веспасиана в Риме не было никакого закона о престолонаследии, равно как и понятия «династия». Династия — это то, что связано с монархией, а римляне давно привыкли к тому, что монархия — это плохо. Почему? Потому что царь — это тиран. Цари могут быть на Востоке, где в обычае политическое рабство. А в Риме нет и не может быть царей, потому что Рим — это республика (в переводе с латыни «общее дело»). Вся власть в Риме с давних пор была выборной, поэтому законный император — это тот, кого признал сенат, других вариантов развития событий не было. Поэтому Веспасиан в реальной жизни не имел права передавать власть по наследству, но всё же он сумел «прогнуть» сенат, заявив: «Либо мне наследуют сыновья, либо никто». Так впервые в римской истории власть перешла от отца к сыну. Это было нарушение традиции, потому что в Риме формально не было монархии, была республика во главе с императором, то есть первым гражданином. Это важный нюанс, который стоит учитывать, когда вы смотрите сериал.

Тит — это редкий в истории пример человека, которого власть сделала лучше. Обычно власть всех портит. Абсолютная власть, как известно, развращает тоже абсолютно. А Тит после своего восшествия на престол неузнаваемо изменился — в лучшую сторону! Прямо как принц Гарри у Шекспира. Закончились пьянки и оргии, он даже Беренику выслал из Рима, осознав, что сенаторы ее не потерпят. Прожил он немного даже по меркам древнего мира — всего 42 года, и умер то ли от малярии, то ли от дизентерии, а в версию, что его отравил Домициан, я, признаться, не очень верю. В любом случае, за время своего правления он расположил к себе сердца римлян. Во‑первых, Тит не устраивал никаких репрессий, при нем началась какая‑то эра милосердия — он даже заговорщиков прощал. Начал отменять налоги, которых очень много было при Веспасиане, стал проводить много празднеств и зрелищ. В них Тит понимал толк.

И когда он умер, в общем‑то неожиданно, римляне о нем проливали искренние слезы и в дальнейшем желали императорам быть лучше Тита. Ведь это был человек, который однажды за ужином, вспомнив, что никому никакого добра не сделал за день, произнес знаменитую фразу «Amici, diem perdidi» — «Друзья мои, я потерял день». 

— Образ Домициана, судя по вашему рассказу и памятуя о подозрениях в отравлении брата, получается уже не таким положительным…

К Домициану всегда было двойственное отношение. Современные историки, кстати, к нему хорошо относятся, особенно российские. У нас есть, например, замечательный антиковед, профессор Виктор Николаевич Парфёнов, который вообще посвятил немало своих трудов реабилитации Домициана. Он доказывает нам (и очень обоснованно, кстати сказать), что Домициан — прекрасный организатор, администратор, военачальник неплохой, за ним и победы водились, в частности, над германцами и даками. 

Видимо, что‑то у него произошло с психикой в связи с абсолютной властью. Нет дыма без огня, как говорится, не просто так сенатская историография на него ополчилась. Были репрессии, были казни, были преследования безо всяких оснований, были доносчики. При Домициане никто не мог быть спокоен за свою жизнь. Сперва тебя император продвигает, а потом что‑то случается, на тебя прилетает донос, и этот подозрительный деспот, у которого развилась мания преследования, приказывает казнить своего вчерашнего фаворита. Такая судьба едва не постигла знаменитого писателя и филолога Плиния Младшего, которого от казни по доносу спасла только гибель Домициана. 

Почему сенаторы Домициана терпеть не могли? Потому что Домициан продвигал монархическую повестку. И Веспасиан, и Тит, и Домициан проводили политику, направленную на усиление личной власти, и делали всё для того, чтобы эта власть стала наследственной. И в этом случае обычный римский гражданин мог бы спросить: а чем тогда принципат будет отличаться от восточной монархии? Принципат римляне могли сравнивать — и сравнивали — с эллинистической Грецией, где у этих, по мнению римлян, досужих и бестолковых болтунов‑греков так заведено, правят наследственные обожествленные цари. Самое ироничное здесь то, что позже с Римской империей именно это и случилось. Императоры действительно стали наследственными владыками, их обожествляли и даже целовали их туфли, простираясь перед ними ниц. Домициан просто немного опередил время, объявив себя Dominus et deus, то есть «Господином и богом». Ближайшее окружение не стало этого терпеть и устранило тирана. 

Дом Дракона

Домициан сам всю свою жизнь любил зрелища, поэтому и построил в Риме стадион — большая редкость для Вечного города! Он понимал важную для правителя вещь — власть во многом сильна «мнением народным», как Пушкин писал. Отсюда его популизм, как бы мы сегодня это назвали. Судите сами, если в Риме проживает миллион человек и практически все они простолюдины, которые требуют хлеба и зрелищ, то уж хочешь‑не хочешь, а с этим надо считаться. Всю эту массу надо было кормить и обеспечивать досуг этих людей, в противном случае они вполне могли заняться чем‑нибудь нехорошим, например, устроить бунт или революцию.

В сериале ярко показано противостояние между Титом и Домицианом в споре за власть после смерти отца, но в реальной жизни такого открытого конфликта скорее всего не было. У Тита не было законных наследников, поэтому младший брат понимал, что он следующий в очереди на трон. Зачем было торопиться? Как говорят на Востоке, всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать. Династия Флавиев попала в промежуток между ранним принципатом и монархией, которая во II веке уже прочно установилась при Траяне, Адриане и их преемниках. Три Флавия сыграли важную роль в истории Римской империи: они стабилизировали государство во всех отношениях — военно‑политическом, экономическом и финансовом.

 — Важную роль в сериале играют развлечения — гонки на колесницах и гладиаторские бои. Правда ли, что римляне были просто одержимы ими и при любой возможности стремились посмотреть на игры?

Безусловно. Долгие века главной площадкой для развлечений в Риме была арена Большого Цирка, сейчас от него, к сожалению, ничего не осталось кроме самого места. В древности в Circus Maximus могли разместиться до 500 тысяч человек, половина из них сидя, остальные стоя (для сравнения — Большая спортивная арена в «Лужниках» после реконструкции вмещает 81 тыс. человек). На главной римской арене всегда происходило что‑то потрясающее, если судить по описаниям древних историков. Все императоры были одержимы зрелищами — пожалуй, только Цезарь и Марк Аврелий были к ним равнодушны: первый предпочитал читать деловые бумаги, сидя в императорской ложе, второй — философские сочинения. И люди, облеченные властью, и простые граждане — все любили зрелища и делали ставки на бегах. Тотализатор, кстати, работал, и герои, подобные королю букмекеров Тенаксу (Иван Реон), реально существовали.

В Большом Цирке в эпоху империи проходило огромное количество заездов с раннего утра до поздней ночи — 24 заезда в сутки. Гонки на колесницах, кстати, были гораздо популярнее гладиаторских боев. В Риме было четыре факции (многие неверно называют их «фракциями) — это игровые клубы гонщиков. Они различались по цветам — «белые», «красные», «голубые», «зеленые». Из них самыми популярными были «голубые» (венеты) и «зеленые» (прасины), и за последних в основном болели императоры, в частности, Калигула и Нерон. Домициан создал две новые команды — «золотых» и «пурпурных», но они в итоге не прижились. 

Вокруг гонок развивалась целая индустрия развлечений со своей структурой, организацией, финансами, лошадьми, школами, обслугой и прочим. Всё это стоило огромных денег и финансировалось из государственного бюджета для того, чтобы ублажать римскую публику, развлекать плебеев. Заработкам гонщиков на колесницах сегодня могли бы позавидовать даже самые титулованные футбольные легионеры. Например, самый высокооплачиваемый спортсмен в истории, возница Гай Аппулей Диокл, за свою карьеру одержал 1462 победы и заработал 35 863 120 сестерциев, что на сегодня составляет приблизительно 15 млрд долларов США! Диокл вовремя завершил карьеру и ушел на покой, поэтому дожил до 42 лет и умер своей смертью. Иное дело Скорп, чья популярность в народе превосходила популярность Домициана: одержав 2048 побед, в возрасте 27 лет он разбился на колеснице. Так что этот спорт был смертельно опасен! 

Дом Дракона

Что касается гладиаторских боев, то они не были изобретением римлян, которые переняли эту традицию то ли у греков, то ли у этрусков. Долгое время никакого «коммерческого» эффекта от гладиаторских боев (munera) не было, да и зрелищем они не являлись, будучи частью погребального ритуала: несколько пар гладиаторов‑военнопленных сражались друг с другом насмерть во время тризны — поминок по умершему. Пролитая кровь в этой ситуации рассматривалась в качестве жертвоприношения душе покойного. 

Ситуация изменилась в самом конце II века до н. э., когда на Италию напали полчища германцев — кимвров и тевтонов. Рим тогда уцелел чудом. Так вот, после понесенных поражений и немалых потерь, когда дело шло о жизни и смерти республики, для поднятия воинского духа граждан консулы решили устроить публичную резню в амфитеатре. Эффект превзошел все ожидания — с тех пор ни одна политическая кампания не обходилась без гладиаторских боев, поскольку влиятельные люди в Риме быстро смекнули, насколько эффективно они могут таким образом привлекать голоса избирателей. Раскошелился на популярное зрелище — получил дополнительные голоса на выборах. Ведь как просто!  

Кроме всего прочего, гладиаторские бои и гонки на колесницах в античные времена — это легальная возможность для граждан «выпустить пар», снять стресс, отдохнуть, одним словом. В этом заключался определенный психологический эффект, особенно в условиях авторитарного режима, ведь в цирке или амфитеатре простой люд ощущал себя как бы на равных с самим императором, который здесь был таким же болельщиком, как и все остальные! Римская империя явно дрейфовала в сторону абсолютной монархии, а это означало, что реальная политика заканчивается и вчерашним избирателям в условиях отсутствия политической борьбы надо чем‑то заполнять свой досуг. Отсюда все эти термы, цирки, ипподромы, бесконечные зрелища, причем за счет императора, который еще и подарки раздавал, и бесплатную кормежку устраивал! Да, императоры действовали как типичные популисты в наши дни, этим не брезговали и все трое Флавиев.

— Правда ли, что бои гладиаторов были жутким кровавым зрелищем?

Существует такой предрассудок, что в Колизее лились реки крови. Может быть, так оно иногда и было. Но мне почему‑то кажется, что речь здесь должна идти в основном о крови экзотических животных, которых привозили в Рим со всех концов обитаемого мира для участия в так называемых травлях (венациях). Что касается гладиаторов, как правило, они — особенно опытные бойцы — стоили немалых денег. Организаторам игр просто невыгодно было устраивать массовое кровопролитие, в котором могли погибнуть признанные «звезды» из числа наиболее известных гладиаторов, на которых ходили зрители и делали немалые ставки (в амфитеатре тоже работал тотализатор). Шоу должно было продолжаться и, главное, приносить прибыль!  

Поэтому, когда толпа желала пощадить упавшего или израненного, но стоявшего на своих ногах гладиатора, конечно, император с удовольствием шел навстречу пожеланиям зрителей и миловал проигравшего. Кстати, у гладиаторов, как и у возниц, тоже были свои клубы. Два наиболее известных — «фракийцы» и «галлы». Характерно, что всем известный Спартак, фракиец по рождению, принадлежал к клубу «галлов», так что принадлежность к клубу не зависела от этнического происхождения. 

Дом Дракона

Масштабы подобных зрелищ, безусловно, поражали. К примеру, в начале II века при императоре Траяне по случаю завоевания Дакии (современная Румыния) игры в Колизее шли 123 дня, это треть года. В них участвовали 10 тысяч гладиаторов плюс огромное количество животных. В промежутках между заездами в цирке и боями в амфитеатре устраивались травли: специальные охотники‑венаторы на потеху публики убивали тысячами медведей, жирафов, пантер, львов, носорогов, бегемотов и крокодилов. Иногда в этих массовых убийствах принимали участие императоры, например, Коммод — герой известного фильма «Гладиатор».

Вообще, Колизей — это совершенно потрясающее архитектурное и инженерное произведение. Огромное сооружение из камня, кирпича и бетона было возведено всего лишь за восемь лет, с 72 по 80 год. Больше 50 тысяч человек в нем умещалось, и заполнялся он всего за 15 минут полностью без всякой толчеи. А почему? Потому что у него было 80 входов и нигде не пересекались коридоры. Еще и тент был предусмотрен для удобства зрителей на случай дождя или зноя.

Везде пишут, что название Колизея происходит от слова «колоссальный». Но не надо быть даже знатоком латинского языка, чтобы понять, что у этих слов разные корни. Историк‑антиковед Елена Васильевна Фёдорова выяснила, в чем тут дело. Оказалось, что название амфитеатра Флавиев происходит от двух слов: collis — холм и Isaeum — храм Исиды, египетской богини. Там поблизости, на Палатине, действительно находился когда‑то храм Исиды, культ которой был очень популярен в Риме.

— Что можете посоветовать почитать и посмотреть по теме Римской империи?

Из фильмов в жанре пеплум я бы выделил:

«Бен Гур» 1959 года и его новую версию 2016 года, которую снял Тимур Бекмамбетов. Смотреть это кино, в первую очередь, стоит ради яркого экшена — гонок на колесницах.

«Даки» 1967 года, сюжет относится ко времени Флавиев. Здесь Домициан скорее положительный, чем отрицательный герой: перед нами опытный, хитрый и циничный политик, каким он, видимо, и был на самом деле. Плюс в этом фильме есть несколько впечатляющих батальных сцен, которые стоит увидеть

«Камо Грядеши» 1951 года, но и другие экранизации одноименного романа Генрика Сенкевича тоже заслуживают внимания. С их помощью можно будет полноценно погрузиться в бытовую жизнь древних римлян.

«Береника» 2000 года с Жераром Депардье и Кароль Буке в главных ролях. Романтическая история любви Тита и иудейской царицы снята по одноименной трагедии Жана Расина.

Что касается литературы, то на первое место я бы поставил книги человека, которого мне посчастливилось знать лично. Это покойная ныне Елена Васильевна Фёдорова, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, блестящий филолог, доктор наук, она написала десятки книг. Особенно хочу выделить ее классический труд, который неоднократно переиздавался в России и за границей, — «Императорский Рим в лицах». Впервые эта книга увидела свет в далеком 1979 году и до сих пор остается в своем роде непревзойденным шедевром. Эту книгу читают и лирики, и физики, потому что написана она легко и увлекательно. 

Еще я бы хотел отметить книгу «Жизнь в Древнем Риме» Марии Ефимовны Сергеенко (любое издание). Она была человеком потрясающей эрудиции, а кроме того умела доступно излагать непростой материал. Ее перу принадлежит также книга «Помпеи», которую итальянцы признали лучшей из иностранных книг, написанных об этом знаменитом городе, уничтоженном Везувием в 79 году, в самом начале правления императора Тита Флавия Веспасиана. 

8.1
film poster film poster
2024

Обреченные на славу

Those About to Die

Режиссеры: Роланд Эммерих, Марко Кройцпайнтнер
В ролях: Энтони Хопкинс, Миа МакГоверн Дзаини, Кайл Роу, Гонсалу Алмейда, Виктор фон Ширах, Анжелика Деви, Лара Вулф, Бруно Билотта, Дэниэл Стисен,

Вам это понравится