Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Творцы вселенных: 5 шоураннеров, которых нужно знать

Люди, придумавшие наши любимые сериалы.

Как понять, что вам понравится сериал? Иногда для этого даже не нужно тратить время на трейлер или пилотный эпизод.  Достаточно прочитать имя создателя — оно может сказать больше, чем любое промо. 

Рассказываем о пяти легендарных шоураннерах, чьи проекты в разное время формировали тв‑ландшафт. 

Дэвид Саймон

Дом Дракона

Лучшие сериалы: «Прослушка», «Поколение убийц», «Двойка»«Заговор против Америки»

О чем рассказывает: Криминал, социальная несправедливость, критика властей, жизнь простых людей. 

Отличительные черты: Тщательное журналистское расследование. 

Чего ждать: Реалистичности. 

Дэвид Саймон — один из тех, с кого начинался HBO и эпоха большого телевидения. Он мечтал писать разоблачающие расследования и менять порядок вещей, но по ходу своей карьеры потерял веру в журналистику. Саймон больше не думал, что авторы новостей и лонгридов могут реально влиять на читателя или героев материала. Время «Уотергейтских» разоблачений ушло, бюджеты и гонорары уменьшились, а медийные боссы начали идти на поводу у читателя, забывая рассказывать о действительно важных вещах.

С горя Саймон взял годичный отпуск за свой счет и отправился писать книгу о буднях убойного отдела полиции Балтимора. Позже он скажет: «Какие‑то мерзавцы купили мою газету, и она перестала приносить мне радость». Отдушиной стало писательское ремесло — сначала книга, а потом тв‑сценарии. 

«Рассказать историю в ее лучшем виде, не мухлюя», — творческое кредо Саймона. Своих главных персонажей он старается писать с реальных людей, а многие из рассказанных историй действительно случались в той или иной степени. Его подход — это своего рода художественный фильм с претензией на документалистику. Саймона не каждый сможет переварить, но если вам действительно интересно прожить кусочек жизни с героями сериала, понять, о чем они думали, и какие эмоции испытывали, то едва ли кто‑то на ТВ сможет предложить вам больше, чем он. 

С чего начать: «Прослушка»

Не стоит смотреть, если… не любите протяжное и неторопливое (точнее, кропотливое) повествование.

Дэвид Шор

Дом Дракона

Лучшие сериалы: «Доктор Хаус», «Хороший доктор»

О чем рассказывает: О нелегкой жизни докторов. 

Отличительные черты: Жанр медицинского расследования, персонажи с уникальной фишкой. 

Чего ждать: Увлекательную историю в каждом эпизоде. 

По образованию Дэвид Шор — юрист. Он даже работал муниципальным и корпоративным юристом, пока не написал сценарий «Строго на юг» про служащего конной полиции. Вскоре Шор переехал в Лос‑Анджелес, прочно обосновался в телевизионном бизнесе и стал продюсером сериала «Полиция Нью‑Йорка», в котором, кстати, начинал карьеру Дэвид Саймон.

В 2003 году к Шору пришел продюсер Пол Атанасио. Он хотел сделать сериал наподобие «Закон и порядок», но про врачей. Шор предложил построить сюжет, исходя не от загадок и расследуемых дел, а наоборот — от героя. Дэвид ориентировался на Шерлока Холмса, эксцентричного сыщика с незаурядным умом и необычным методом работы. 

Главным героем нового сериала стал доктор Грегори Хаус. Персонаж держал на себе сериал в течение 177 серий и 8 лет. Свой драматургический метод Шор сравнивает с ремеслом иллюзионистов:

Писать на телевидение — все равно что показывать фокусы. Ты отвлекаешь аудиторию, говоришь им: «Иди сюда, посмотри». В этот момент показываешь им первостепенную историю, которая должна быть интересной, а сам погружаешься в проработку персонажа. Персонаж — вот о чем на самом деле шоу.

Спустя 5 лет после финала «Доктора Хауса» Дэвид Шор выпустил новый сериал про медицинские расследования под названием «Хороший доктор». Повествование там точно так же строится от героя — хирурга Шона Мерфи, аутиста с синдромом саванта, которого взяли на работу в одну из ведущих больниц Калифорнии.

С чего начать: «Доктор Хаус». 

Не стоит смотреть, если… не готовы ждать 8 лет, пока персонаж пройдет большой жизненный путь. 

Алек Берг

Дом Дракона

Лучшие сериалы: «Силиконовая долина», «Барри»

О чем рассказывает: О персонажах вне зоны комфорта. 

Отличительные черты: Комичные ситуации, неожиданные развязки. 

Чего ждать: Рассказа в хорошем темпе со свежими идеями. 

«Я написал много пробных сценариев. Первые были нечитабельно ужасными, но таков процесс. Думаю, что многие сценарии, написанные нами для «Силиконовой долины», сегодня выбросили бы», — рассуждает Берг.

Кредо Алека Берга — развиваться методом проб и экспериментов. До «Силиконовой долины» он трудился над великим ситкомом «Сайнфелд», написал сценарии полнометражных фильмов «Евротур» и «Диктатор». Он предпочитает работать с популярными темами, но находить в них необычные ситуации, вокруг которых можно построить комедийную историю: айтишник, отказывающийся продавать разработку за баснословные деньги, или киллер, строящий карьеру в театре.

В случае с «Барри» Берг и Билл Хейдер нашли комизм в работе киллера/актера: с одной стороны, важно оставаться в тени, держать чувства при себе и не разглашать свое имя. С другой — играя на сцене, нужно быть в свете прожекторов, привыкать видеть свое лицо на афишах и показывать весь спектр эмоций.

Если Барри станет успешным актером, его, скорее всего, убьют как киллера. То есть мы заставляем аудиторию болеть за то, чтобы его убили. Это показалось нам очень смешным.

С чего начать: «Силиконовая долина». 

Не стоит смотреть, если… не любите американские комедии.

Шонда Раймс

Дом Дракона

Лучшие сериалы: «Анатомия страсти», «Скандал», «Как избежать наказания за убийство»

О чем рассказывает: Политике, отношениях, подростках, интригах, убийствах, феминизме. 

Отличительные черты: Раймс отлично чувствует желания аудитории. 

Чего ждать: Долгие и детально проработанные жизненные истории. 

Шонда Раймс — магнат общественного ТВ. Она придумала множество хитовых сериалов, и их со временем начали называть аттракционами «Шондаленда» (Shondaland), по аналогии с Диснейлендом. 

«Шондаленд» — это официальный бренд, который Раймс учредила еще в 2005 году как одну из продакшн‑компаний, работающую над «Анатомией страсти». Шонда и ее компания берет в оборот любые жанры: комедии, мелодрамы, юридические драмы, политические триллеры, антиутопии и так далее. Сейчас «Шондаленда» планирует вторгнуться на территорию подкастов и веб‑сериалов.

Раймс известна не только своим чутьем на запрос аудитории и тренды, но и стремлением отстаивать креативные решения. Шонда знает, какой эффект произведет на зрителя сказанное и показанное в кадре — так, в «Анатомии страсти» рассуждали об изнасиловании и показывали жертву сразу после преступления. Тогда это было невиданно для ABC, и перед началом эпизода для зрителей на экран выводили специальное сообщение о шокирующем материале с пометкой «18+».

Один из постулатов «Шондаленда»— прорисовка женских персонажей: ярких, сложных, запоминающихся. Коллеги говорят о Раймс как о самой авторитетной афроамериканке, работающей с текстом. «Опра Уинфри — невероятно влиятельная женщина, но она не пишет такие мощные вещи, какие пишет Шонда», — говорит Элисон Икл, глава отдела фикшн и нон‑фикшн контента «Шондаленда».

С чего начать: «Скандал»

Не стоит смотреть, если… предпочитаете более суровое изображение работы «чистильщика» а‑ля Рэй Донован.

Дэймон Линделоф

Дом Дракона

Лучшие сериалы: «Остаться в живых», «Оставленные», «Хранители»

О чем рассказывает: О мистериях. 

Отличительные черты: Яркие персонажи, загадки, множество вопросов. 

Чего ждать: Захватывающего сюжета. 

Дэймон Линделоф пишет сценарии для комиксов (в том числе для издательства Marvel), работает над полнометражным кино («Война миров Z», «Охота» Крэйга Зобела) и придумывает загадки для телеэкрана.

Еще Линделоф — фанат Стивена Кинга, чем можно объяснить его склонность к мистическим историям. В подкасте о сериале «Остаться в живых» Линделоф рассказал, что одним из источников вдохновения для проекта стал роман «Противостояние», где пандемия супергриппа убила 99% населения земли, а оставшиеся объединились в группы и ополчились друг на друга.

Другими источниками вдохновения Линделоф называет графический роман Алана Мура «Хранители» и сериал Дэвида Линча «Твин Пикс». В принципе, зная эти ориентиры, можно понять, к какому креативному руслу тяготеет Линделоф. Сценарист «Оставленных» и «Остаться в живых» любит создать фантастическую ситуацию и показать, как на нее реагируют разные люди. Он ставит перед зрителем множество вопросов, размышлять над которыми может на протяжении нескольких сезонов. Правда, есть один нюанс — не факт, что Линделоф даст на все ответы. 

С чего начать: «Оставленные». 

Не стоит смотреть, если…боитесь получить психологическую травму от финала «Остаться в живых».

Вам это понравится