Шесть причин посмотреть «Острые предметы»

В новом сериале HBO Эми Адамс ищет маньяка и решает семейные проблемы под Led Zeppelin.
Это мини-сериал от режиссера «Большой маленькой лжи» и продюсера «Прочь»

«Острые предметы» — второй совместный проект режиссера Жан-Марка Валле и канала HBO. Ранее они вместе делали мини-сериал «Большая маленькая ложь». Валле известен как автор сложносплетенных драм о героях с трагической судьбой. Первые свои фильмы он снимал в Канаде, а позднее переместился в США. Также он поставил «Дикую» и «Разрушение».

В «Острых предметах» режиссер мастерски выстраивает гнетущую атмосферу маленького городка, где каждая семья хранит свои страшные секреты. Еще на этом проекте он до совершенства отточил свой фирменный стиль, в котором прошлое и настоящее выстраиваются в единый гипнотизирующий поток сознания главной героини.

За продюсирование мини-сериала отвечал Джейсон Блум. Он сделал себе имя на финансировании малобюджетных хорроров, однако за последние несколько лет смог перерасти во влиятельную голливудскую фигуру. Блум числится среди создателей таких оскароносных проектов, как «Одержимость» и «Прочь». «Острые предметы» — его проба пера на кабельном телевидении.

Он снят по роману от автора «Исчезнувшей»

«Острые предметы» поставлены по мотивам одноименного романа Гиллиан Флинн, опубликованного в 2006-м. До того, как написать свою первую книгу, она была критиком в Entertainment Weekly. Занятно, что в культурную журналистику Флинн пошла из-за того, что посчитала себя недостаточно психологически устойчивой для работы криминальным репортером.

Дебютный роман создавался в свободное время. «Я всегда любила книги и хотела посмотреть, могу ли сочинить свою, — говорит писательница в интервью, — писала ее по ночам, уик-эндам и праздникам. Я рецензировала фильмы для журнала, так что сочиняла роман прямо на съемочных площадках по всему миру. Причем как на таких роскошных, вроде Новой Зеландии на «Властелине колец», так и на совсем непривлекательных. Например, во Флориде, когда там шло производство полнометражных «Чудаков».

Три года спустя вышла ее вторая работа «Темные тайны». Обе книги похвалил король ужасов Стивен Кинг. Всемирная известность пришла к Флинн после публикации «Исчезнувшей», успешную экранизацию которой снял Дэвид Финчер. То была история о мужчине, чья жена пропала без вести. Все улики указывали на то, что он ее убил, но реальная развязка шокировала куда больше. Флинн не делит своих героев на однозначно хороших и плохих. Каждый — сложный человек, сотканный из сотен противоречий.

Главную роль сыграла Эми Адамс

Критики единогласно называют образ главной героини «Острых предметов» Камиллы Прикер чуть ли не лучшей работой Эми Адамс. Она давно признана одной из важнейших современных голливудских актрис. Ее пять раз номинировали на «Оскар» и дважды удостоили «Золотого глобуса». Среди лучших проектов звезды «Сомнение», «Боец», «Мастер», «Афера по-американски» и «Прибытие».

Адамс — актриса с очень широким диапазоном ролей. Она может играть холодных интеллектуалок («Под покровом ночи»), наивных диснеевских принцесс («Зачарованная») и подруг супергероев (Лоис Лейн из фильмов DC Comics). «Острые предметы» — возможно, главное испытание в ее карьере. Образ женщины, находящейся на грани нервного срыва, Адамс отыгрывает настолько пугающе самозабвенно, что смотреть на нее подчас становится физически больно.

Это детектив о серийном убийце

Основа, на которую нанизана драматическая история главной героини и ее семьи, это поиск серийного убийцы, обосновавшегося в городке Уинд-Гэп. Сначала здесь находят мертвой одну девочку. Затем пропадает другая, однако ее довольно скоро обнаруживают в проеме уличного окна. Уже не скрыть, что в городе орудует серийный маньяк. Именно его похождения приезжает освещать главная героиня, но невольно погружается в омут собственных воспоминаний и психологических проблем. Это роднит «Острые предметы» и с «Настоящим детективом», и с «Твин Пиксом». Маленькие американские городки, обставленные со всех сторон пышной растительностью, совсем не те, чем кажутся, и порой таят в себе настоящее зло.

Сериал погружает в мрачную атмосферу маленького городка

Действие «Большой маленькой лжи» развивалось в Монтерее. «Исчезнувшей» — в пригороде Миссури. Тот же штат, являющийся родным для Гиллиан Флинн, служит фоном «Острых предметов». Но если в «Исчезнувшей» все разворачивалось в городских и пригородных пространствах, то в «Предметах» героиня возвращается в небольшое поселение Уинд-Гэп, от которого «рукой подать до Теннеccи и Арканзаса».

По словам Камиллы Прикер, этот вымышленный городок прославился как порт, а после перешел на убой скота. Сейчас в Уинд-Гэпе живет пара тысяч человек, причем их можно поделить на две социальные страты — отбросы общества и потомственная аристократия. Героиня «Острых предметов» остроумно причисляет себя к «отбросам из потомственной аристократии». «Уинд-Гэп не вдохновлен каким-либо конкретным местом. Но я хотела, чтобы он был городом насилия, в котором выросла Камилла», — говорит Гиллиан Флинн.

Кроме того, в «Острых предметах» есть все составляющие яркого образчика «южной готики»: маленький городок в южном штате, несправедливый патриарх (в конкретном случае — матриарх); старые тайны, подпитывающие ненависть родственников; нездоровая атмосфера, прокладывающая прямой путь к безумию. Тексты Уильяма Фолкнера и Флэннери О' Коннор, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Другие голоса, другие комнаты» Трумана Капоте — классика «южной готики». На телевидении этот поджанр появляется редко, но метко. К южной готике можно причислить первый сезон «Настоящего детектива».

Его саундтрек составлен из песен Led Zeppelin и пульсирующей электроники

Подбором музыки к сериалу занималась Сьюзан Джейкобс. Она же составляла саундтрек и для «Большой маленькой лжи». В «Острых предметах» перемежаются классический рок (в основном Led Zeppelin, которых героиня Эми Адамс часто слушает в машине), инди-музыка (Sylvan Esso, LSD Soundsystem), эстрада (как американская, так и европейская), а также нагоняющая жуть электроника (звучащий в титрах трек «Tumbling Lights» от The Acid напоминает мелодию Майк Олдфилда «Tubular Bells», использованную в «Изгоняющем дьявола»). Такая льющаяся фоном богатая звуковая палитра помогает Жан-Марку Валле создать мрачную атмосферу, которая, подобно маленькому куску стекла, вознается под кожу зрителю, чтобы на финальных титрах каждого из эпизодов оставить у него не травмирующее, но еще долго не рассасывающееся вязкого ужаса, испытываемого главной героиней.