Кто первым открыл двери в «Мир Дикого Запада»
Полтора месяца до выхода второго сезона «Мира Дикого Запада». Мы ждали его с декабря 2016-го. Но на самом деле история сериала началась еще в 1973-м.
Тогда вышел одноименный фильм, послуживший источником вдохновения для проекта HBO. За год с небольшим до того писатель Майкл Крайтон грезил, как дебютирует в режиссуре большого кино с фантастическим триллером. Весь его кинопроизводственный опыт на тот момент сводился к двум пунктам: он много тусовался на съемках экранизации своей же книги «Штамм Андромеды» и поставил быстро забытую телекартину «Охота на террориста». Почти все студии отказались поддержать «Мир Дикого Запада». Согласилась лишь Metro-Goldwyn-Mayer.

«Мир Дикого Запада» Крайтон сразу писал как сценарий, а не как роман. Вдохновением для картины послужили диснеевские тематические парки. По сюжету двое мужчин прибывали в ровно такое же место, как то, что показано в сериале (да-да, линия персонажей Джимми Симпсона и Бена Барнса из «МДЗ» отсылает именно к оригинальному фильму). Только в нем были еще Римская и Средневековая зоны. HBO же нам рассказал лишь об одной и намекнул на Японскую секцию.

В остальном все так же: Дикий Запад, андроиды, богатые туристы и разные квесты для них. Однако что-то идет не так, роботы сходят с ума, а главные герои бегут от сурового стрелка-киборга (его играл Юл Бриннер, внешний облик злодея скопировали из «Великолепной семерки» с ним же). Джеймс Кэмерон точно смотрел это кино, когда придумывал «Терминатора».

Если бы даже Джонатан Нолан, Лиза Джой и Джей Джей Абрамс не обратились к «Миру Дикого Запада» и не переработали фильм для новой аудитории, то он все равно мог остаться в истории как минимум по одной причине. В некоторых сценах Крайтон показал происходящее с точки зрения стрелка-андроида. То, как он решил эту задачу, было новаторством.

Ранее Стэнли Кубрик сделал что-то подобное в своей классике «2001 год: Космическая одиссея», когда зритель смотрел на окружающий мир от лица взбунтовавшегося компьютера HAL-9000. Для таких сцен там просто использовалась широкоугольная оптика. Крайтон же хотел дать зрителю уникальное компьютеризированное видение мира. Но на дворе же 1973 год. По словам продюсера фильма Пола Лазаруса, в то время нельзя было так просто взять и заказать графику Industrial Light & Magic, а потом получить готовый продукт.

За помощью Крайтон обратился в Лабораторию реактивного движения НАСА. Там ему ответили, что работа по компьютерной визуализации таких сцен займет девять месяцев и обойдется в несколько сотен тысяч долларов.

Однако весь бюджет «Мира Дикого Запада» составлял 1,25 миллиона. Выручил аниматор Джон Уитни-младший, взявшийся выполнить тот же заказ за 20 тысяч и четыре месяца. Как он признавался позднее в интервью The New Yorker, никто не был уверен в том, что получится. Работа так затянулась, что на предварительном показе перед студийными боссами из MGM в нужных моментах шел титр о пропущенной сцене. И все же они успели. «Мир Дикого Запада» стартовал в американских кинотеатрах осенью 1973-го.

Эксперименты с визуальными эффектами Уитни-младший продолжил и в его сиквеле «Мир будущего», выпущенном три года спустя. В картину включили фрагменты короткометражки «Рука» Эда Кэтмелла (в будущем он займет должность президента студии Pixar). Это был первый зафиксированный случай использования трехмерной компьютерной графики в кинематографе. А до выхода сериала от HBO оставалось еще сорок лет.